СВЯТО МЕСТО ПУСТО НЕ БЫВАЕТ

З.Н. Журавлева. Cвято место пусто не бывает. // Инженер-физик, МИФИ (Москва).- 07.2005.- 10a  [S]

Я узнала о возможности строительства в МИФИ мемориального храма. И обрадовалась.

Для нашего поколения в большинстве своем понятия веры, религии или не было, или было страшно искажено. В течение десятилетий наш народ «отучали» от веры, которой жили наши деды и прадеды. Поэтому неслучайно в годы «перестройки» наблюдался ( да и продолжается сейчас) гигантский приток в нашу страну всевозможных сект, лжерелигий с новоявленными мессиями, которые одурманивают молодежь. «Свято место пусто не бывает». А огромный вред таких организаций для личности я испытала на себе.

В начале 90-х годов всюду запестрели яркие объявления, призывающие вступить в религиозные организации, в которых вы будете совершенствоваться, оздоравливаться духовно.

…Какие-то мелкие болезни привели меня в группу «Раджа-Йога». Занятия вначале показались очень интересными, особенно лекции по психологии. Подчеркивалась наша элитарность: в группе может заниматься только тот, кто не ест мясо, не пьет чай, кофе, не курит и т.д. Учили очищению организма, прокачке энергии. В группе много молодежи: студентов, аспирантов, молодых преподавателей. Руководитель постоянно подчеркивал нашу особенность по отношению к окружающим. И вдруг он стал говорить, что родные люди для нас чужие, что «ваши мужья (жены) – грязные, потому что едят мясо. Надо подбирать пару себе внутри группы». И что следующие занятия будут по избавлению от стыдливости: купание обнаженными в реке. Меня это потрясло. Думаю: «Что это? Секта?» Стала присматриваться внимательнее и увидела во всем фальшь и лицемерие. И лекции направлены против устоев семьи. На моих глазах произошел развал некоторых молодых семей. Я ушла из группы, хотя меня уговаривали остаться и потом еще долго звонили…

Потом ринулась в «Новый Акрополь» — так называемую философскую школу. Нам там читали лекции на разнообразные темы: религиозно-философские, по глубинной психологии, о ясновидении. Но почему-то делали уклон на восточную философию, восточную религию, бхагават-гиту. Наша руководитель говорила, что дает нам тайные восточные знания и подчеркивала нашу элитарность.

Главная цель школы, как нам говорили, — совершенствование человека через накопленные знания.

В какой-то момент я пришла в очень сложное состояние от обилия этих ненужных знаний. Мозг был перегружен. Я чувствовала, что силы угасают… Последней каплей стала смерть нашей старосты, которая была приближена к руководительнице. Она покончила жизнь самоубийством.

…Я поняла: что-то в этой жизни делаю не так, что пошла не тем путем.

…И вот в санатории, куда мне посоветовал съездить врач, увидела в руках у молодого человека Евангелие. Я спрашивала, он отвечал. С того момента у меня в душе наступил перелом и покой. Стала понимать, что такое православная вера, что такое жить по-христиански…

…Сейчас лжедуховность, тьма ринулась и с Востока, и с Запада на Россию. Они хотят, чтобы мы забыли свои корни, истину.

…Строительство мемориального храма в МИФИ было бы, на мой взгляд, большим событием в жизни института. И, уверена, окажет положительное воспитательное значение. Ведь именно незнание драгоценного опыта православной веры наших предков толкает молодежь во всевозможные секты и сомнительные «духовные» организации, не дает правильно сориентироваться в гигантском потоке лжи, безнравственности, призывов обогащаться, который захлестнул нашу Россию.

З.Н. Журавлева,
кандидат в мастера спорта по большому теннису,
бывший преподаватель МИФИ.

«НОВЫЙ АКРОПОЛЬ»? ИЛИ «СТАРЫЙ ФАШИЗМ»?

Анна Васильковская. «НОВЫЙ АКРОПОЛЬ»? ИЛИ «СТАРЫЙ ФАШИЗМ»? // Днепр Вечерний (Днепропетровск).- 12.03.2005.- 037

Февраль. Дождливый день.

Но Днепропетровск хорош при любой погоде. Может быть кто-то не согласится с моим столь категоричным мнением, но я уверен, что в душе каждого живущего в этом городе светится теплая искра любви к нему. Наш город неизменно трудолюбив, добр, умен, несуетен и рассудителен, как и люди его населяющие. Он никогда не кипит страстями межнациональных конфликтов подобно «райскому» Крыму. В нем давно не делают другу «предложений, от которых нельзя отказаться» «типа как это» до сих пор происходит в зоне «донецкого экономического чуда». Днепропетровск это не Киев, догоняющий Москву по дороговизне, и я искренне надеюсь, что здесь легче выживать старикам и обездоленным.

Этот город необычен тем, что если ты в нем живешь не один год, то тебе в нем не затеряться, не спрятаться. Это город миллиона твоих родных, друзей, однокашников, коллег и просто знакомых. Всех тех, кто без чванства, но с гордостью произносит аксиому: «Днепропетровск в Украине не первый город, но и не второй».

В этом городе хорошо просто выйти и пройти по проспекту Карла Маркса. Я люблю это делать, когда есть возможность. С каждым днем город хорошеет, преображается и это радует. Вот и сейчас иду, скользя взглядом по лицам земляков, витринам магазинов, афишным тумбам. На одной из афиш издалека читаю: «Великі вчення Заходу та Сходу». Подойдя ближе, узнаю, что всех желающих приглашают прослушать 4-х месячный курс лекций: индуизм, буддизм, Тибет, Конфуций, Египет, Сократ, Платон, Аристотель и т.д. всего за 12 гривен в месяц. Происходить это будет в Доме Ученых. В углу афиши логотип и веб-сайт организатора лекций «Культурная ассоциация «Новый Акрополь». Раньше вроде о такой культурной ассоциации ничего не слышал. Афиша очень солидная, но сведений о типографии напечатавшей афишу и тираже на самой афише нет, хотя пройдя от улицы Горького до Баррикадной и обратно, убеждаюсь, что они весьма основательно наклеены практически на всех афишных тумбах.

Заинтересовавшись столь необычной рекламой и вспомнив, что об этом, в новостях по 34 каналу, говорил председатель Союза Защиты Семьи и Личности Петухов В.А., приглашённый Днепропетровским центром «Диалог» прочитать лекции. В Интернете нахожу сайт «Новый Акрополь» и начинаю знакомиться с ссылками. Прежде всего попадаю на официальный сайт этой благородной организации, который поражая все той же солидностью, знакомит с богатой добрыми и нужными делами жизнью культурной ассоциации. Просматриваю ссылки далее и замечаю сообщение о том, что ассоциация судится с рязанской газетой за публикацию якобы порочащих ассоциацию сведений. Один суд ассоциация уже проиграла, но собирается судиться дальше. Еще через несколько минут, уже без удивления узнаю, что правительство Франции считает организацию «Новый Акрополь Франция» сектой опасной для этой страны! Кроме того, опасным деструктивным культом «Новый Акрополь» считают эксперты в Германии, Дании, Канаде, Кипре, Китае, России! Вот такие дела.

А еще в Интернете есть информация, что в 1957 г. некий аргентинский профессор Хорхе Анхель Ливрага издал сборник своих философских раздумий под названием "Учебник руководителя", который стал чем то вроде «библии для ультраправых». Пишут, что в этой «библии» есть такие слова: «…Тот, кто чувствует в себе силу быть лидером, не должен любить других...».

Этот самый Ливрага главной задачей "Нового Акрополя" считает «создание из человека сверхчеловека». "Новым Акрополем" создана целая международная секретная структура подготавливающая переход к "новому порядку" (где-то мы уже слышали это словосочетание). Возглавляет эту тайную иерархию сам Ливрага, провозгласивший себя "всемирным главнокомандующим". У него в подчинении находятся "хранители печати", "командующие континентов", "центральные командующие", "национальные секретари". "Новый Акрополь" включает в себя и специализированную службу расследования, состоящую из глубоко законспирированных и известных только верхушке секты агентов - мужчин и женщин. В их числе немало и людей, близких к правительствам крупнейших западных государств.

Еще пишут, что был сформирован так называемый "корпус безопасности", который, кстати, почти сразу же завязал активные связи с мунитами (вот уж воистину рыбак - рыбака…) и с созданием "корпуса безопасности" открывается новый этап в истории "Нового Акрополя - этап активных действий. Символ "корпуса безопасности" - жирная молния в форме латинской буквы "S"! Все ли помнят у каких «сверхчеловеков» на черных петлицах уже было аж по две таких молнии? Конечно помнят все и не только у нас в Украине, потому что и известный французский писатель Роже Икор, президент «Центра борьбы против моральных манипуляций» (ССММ), так охарактеризовал организацию "Новый Акрополь" на страницах бюллетеня, выпускаемого его центром: "Новый Акрополь" - это отъявленный фашизм по всем статьям... И ни в коем случае нельзя недооценивать представляемую им опасность". Благодаря действиям активистов ССММ стала известна строго засекреченная программа «Нового Акрополя»:

"Долой демократию: возведем на ее пьедестал аристократическое и тоталитарное правительство, хранящее память святого, исторического... Вся власть будет сконцентрирована в руках Высшего совета и президента Сената, сформированного из лучших умов человечества. … Новому политическому порядку будет соответствовать и новый, радикальный моральный порядок: в новом государстве не будет неграмотных, нищих, фанатиков, преступных организаций... Каждый, кто не пожелает или не сможет приспособиться к новым государственным структурам, будет заключен в специальные учреждения для неполноценных: те, кто будет оказывать сопротивление, станут беспощадно уничтожаться...".

Вам не кажется, что то, что называется «Новым Акрополем» всего лишь перелицованный «старый фашизм»?

Но справедливости ради зададимся вопросом, может быть «наша» Культурная ассоциация «Новый Акрополь» ничего общего не имеет с той фашистской организацией что описана выше? Может это совпадение? Но почему набрав указанный на афише адрес веб-сайта я увидел портрет и краткую биографию того самого бесноватого Ливраги?

И еще я узнал из описания того самого «Нового Акрополя», который собирался уничтожать непокорных и неполноценных, что «с целью привлечения новых адептов в свою организацию «Новый Акрополь» проводит лекции для студентов по истории античной и древнеримской цивилизации, культур инков и майя, так как на таких лекциях можно найти прямой, непосредственный контакт с аудиторией. С теми, с кем адептам организации удается установить начальный контакт, знакомство активно продолжается. Людям предлагают прослушать курс лекций по древней философии или культурным традициям давно минувших времен. Стоит абонемент не слишком дорого.»

Это нам знакомо: в 30-е годы молодые люди одевали коричневые рубашки и слушали философские лекции о «белокурой бестии» Ницше. Однако эта международная разветвленная организация существует отнюдь не на сборы с лекций и киносеансов. Основное финансирование организации осуществляют неизвестные покровители.»

Не слишком ли много совпадений? И тематика лекций и дешевизна абонемента?

В голове не укладывается одно! Если это действительно вылазка неофашистов, то как это стало возможным у нас в стране, у нас в городе? В городе уважающем свою историю и помнящем ее трагические страницы. В Доме Ученых, где в былые времена бурлила наша светлая творческая жизнь. Это в одном то квартале от исторического музея и диорамы «Битва за Днепр»? Это в нескольких кварталах от места где мы сами создаем музей посвященный жертвам холокоста? Это в канун 60-летия всеобщей победы над фашизмом? На глазах горстки еще оставшихся в живых ветеранов Великой войны с фашизмом? Неужели никому из «власть предержащих» до этого нет дела? Или вы господа ждете, что ветераны Отечественной снова станут на защиту души нашего народа и сделают за вас вашу работу?

И как-то не вериться, что те кто разрешили эти лекции, не умеют пользоваться Интернетом.

«НОВЫЙ АКРОПОЛЬ» БЕЗ ВСЯКИХ «ИЛИ»

«НОВЫЙ АКРОПОЛЬ» БЕЗ ВСЯКИХ «ИЛИ». // Днепропетровский городской центр помощи жертвам деструктивных культов «Диалог».  [S]

12 марта 2005г. в «Днепре вечернем» была опубликованна статья «Новый Акрополь» или «старый фашизм?».
Публикация вызвала большой резонанс среди читателей нашей газеты. Среди обратившихся в «Вечёрку» - и вице-президент Ассоциации «Новый Акрополь» Г.Г. Романцева, пожелавшая высказать свою точку зрения на затронутые в статье проблемы:

Считаю, что статья построена по "классической" схеме: начали за здравие, кончили за упокой. Вначале автор, демонстрируя объективность и правдивость, рассказывает о расклеенных на рекламных тумбах по проспекту К.Маркса афишах курса лекций "Великие учения Запада и Востока". На этом, к сожалению, объективность автора заканчивается. А чтобы создать видимость реальности, автор статьи ссылается на некую информацию, взятую якобы с сайта организации. Ведь как правдиво звучит: "В Интернете нахожу сайт "Новый Акрополь" и начинаю знакомиться с ссылками"!

И тут читателей огорошивают якобы проигранным Ассоциацией судом с рязанской газетой. Конечно, никакого суда не было, как, наверное, и публикаций о "Новом Акрополе" в рязанских газетах.

Далее автор, надо понимать, на том же сайте "Нового Акрополя", якобы находит мнение правительства Франции и экспертов из разных стран о том, что "Новый Акрополь" опасен. Чем опасен, кому, почему при всем этом он уже много лет действует легально и открыто во многих странах - ответов на это нет. Зато статья изобилует длинными цитатами, компрометирующими "Новый Акрополь", но везде повторяется странная закономерность - нет ни одной ссылки на какой-либо документ или первоисточник!

Единственным источником информации для автора является агентство "По непроверенным слухам". Но автору не нужны первоисточники, ведь в произведениях основателя международного движения "Новый Акрополь" Хорхе Анхеля Ливраги нет ничего из того, что приписывает ему автор.

Какие только эпитеты ни применяет автор к "Новому Акрополю", какие только разрушительные цели ему ни приписывает, вплоть до "свержения демократии"! И каким же образом "Новый Акрополь" все это осуществляет? Очень странным: через чтение лекций по древней философии и традициям разных культур: в тематике лекций (буддизм, Сократ, Платон, Аристотель, Конфуций) и недорогом абонементе автор ухитрился усмотреть параллель с 30-ми годами и фашизмом. Заканчивается статья на совсем высокой ноте: после риторического вопроса "если это действительно вылазка неофашистов?" и гневного пассажа в адрес людей, "разрешивших лекции", призывом "стать на защиту нашего народа".

Но, может быть, логичнее искать неофашистов там, где они есть?..

Что же такое организация "Новый Акрополь"? Дадим слово фактам.

Ассоциация "Новый Акрополь" существует в Украине с 1992 года и зарегистрирована как общественная организация. Согласно уставу, основной целью "Нового Акрополя" является утверждение общечеловеческих ценностей. Ассоциация с момента основания ведет большую культурно-просветительскую работу, которая состоит, в первую очередь, в чтении лекций по культуре, философии, психологии, религиям древних народов. Программа лекций общедоступна.

Также Ассоциация проводит экологическую и благотворительную деятельность, давно и плодотворно сотрудничая с Министерством экологии Украины. "Новым Акрополем" были проведены эко­логические акции в Карпатском биосферном запо­веднике, Синевирском заповеднике, Кременецком ботаническом саду, Мисхорском парке, музеях "Підгорецький замок" и "Золочевський замок", Киевском ботаническом саду им.Гришко.

Несколько лет Ассоциация "Новый Акрополь" шефствует над школой-интернатом для детей-сирот села Старая Басань Черниговской области.

Аналогичные культурно-просветительные организации работают в Великобритании, Бразилии, Израиле, Испании, Мексике, Германии, Перу, России, Турции, Франции, Чехии, Хорватии, Японии и других государствах. В настоящее время они объединены в международную ассоциацию, куда входят организации из 32 стран мира и представители в 14 странах.

Все решения Международной ассоциации "Новый Акрополь" принимаются демократическим путем на международных встречах и ежегодно публикуются в официальном издании "Moniteur" (Бельгия). Членские взносы, которые являются единственным источником финансирования организации, направляются не только на административные нужды, но и на социальные и гуманитарные мероприятия.

Основал Ассоциацию "Новый Акрополь" в 1957 году профессор Хорхе Анхель Ливрага (1930-1991), член Буркхардовской академии в Швейца­рии, кавалер "Парижского Креста" Французской Академии в области искусства, науки и литературы, автор многих книг. В настоящее время Международной Ассоциацией "Новый Акрополь" руководит Делия Стейнберг Гусман - философ, писатель, музыкант.

В Днепропетровске Ассоциацией "Новый Акрополь" в феврале 2004 года была проведена выставка "Таинственный Египет", которая проходила в историческом музее и удостоилась многих похвальных отзывов посетителей и представителей прессы, а в зале Диорамы прошел цикл лекций о египетской культуре.

В настоящее время проводятся лекции о философских учениях и религиях древности. Лекции "Нового Акрополя" рассчитаны на самый широкий круг слушателей, их посещают люди самого разного возраста и образовательного уровня. Двери "Нового Акрополя" открыты для всех желающих получить знания.

Вот это и есть правда о "Новом Акрополе".

"Нет тьмы, кроме невежества" - эти слова Шекспира актуальны и сегодня. Мы уже 14 лет живем в независимом государстве, где создание общественных организаций и не противоречащая закону деятельность, направленная на удовлетворение духовных потребностей людей, - наше неотъемлемое конституционное право. Времена, когда собрания, лекции, кинофильмы, книги запрещали или разрешали в райкомах и горкомах, к счастью, безвозвратно прошли. Давайте же помнить, что путь к диалогу - это, прежде всего, взаимное уважение.

Галина РОМАНЦЕВА.
вице-президент Ассоциации "Новый Акрополь".


Мы попросили прокомментировать эту статью Яна Николаевича Щекатурова - председателя Днепропетровского городского центра помощи жертвам деструктивных культов Диалог", чьим внештатным сотрудником А.Васильковской и был подготовлен первоначальный материал. Он сообщил следующее:

На наш взгляд, статья "Новый Акрополь" или "старый фашизм"? не содержит никаких оскорбительных выражений, носит чисто полемический, ознакомительный характер и рассчитана на широкий круг читателей, мало знакомых с данной проблемой.

Факты, характеризующие "Новый Акрополь" как ультра­правую организацию, приведен­ные в данной статье, изложены, кстати, даже в учебном матери­але "Нетрадиційні релігійні та містичні культи України" - изд. Киев "Росава" - 2003. Авторы учебника: В.М.Петрик, С.Л.Сёмин, Е.В.Лихтенштейн, В.Р.Гринько, В.В.Остроухов. Рецензенты: доктор философских наук профессор Ю.С.Волков, доктор философских наук профессор И.А.Бондарчук, кандидат философских наук, старший научный сотрудник О.А.Штоквиш. Учебное издание рекомендовано Министерством образования и науки в качестве учебного пособия в процессе преподавания религиоведения в высших учебных заведениях (письмо № 1/11-2496 от 20.06.2003 г.). По этому пособию обучаются студенты вузов Украины вот уже 2 года.

Мы согласны с тем, как вы цитируете Шекспира. Действительно, "нет тьмы, кроме невежества". Неужели вы до сих пор не знаете, что еще 4 года назад, в 2001 году, эксперты Национальной Ассамблеи Франции включили "Новый Акрополь" в список религиозных организаций, которые могут угрожать обществу?

На состоявшейся в апреле 2001 г. в Нижнем Новгороде международной научно-практической конференции "Тоталитарные секты - угроза XXI века" был принят итоговый документ, за который проголосовал 201 участник конференции из 7 стран мира (Германия, Дания, Канада, Кипр, Китай, Россия, Франция), в том числе доктор теологии профессор Йоханес Огорд (Датский королевский университет), архимандрит Христофор (Чакасса) (Кипр), доктор теологии пастор Томас Гандоу, доктор теологии пастор Рюдигер Хаут, уполномоченные по сектам и мировоззрениям Евангелической лютеранской церкви (Германия), министр Франции Ален Вивьен, председатель Межминистерской миссии по борьбе с сектами и многие другие. В приложение к первому документу дан перечень наиболее известных и опасных деструктивных культов. В этом перечне присутствует и "Новый Акрополь".

Мнение двухсот компетентных в данном вопросе специалистов из 7 стран мира вы называете "непроверенными слухами"?

В этом итоговом документе сказано: "Тоталитарные секты определяются как особые авторитарные организации, лидеры которых, стремясь к власти над своими последователями, их эксплуатации, скрывают свои намерения под религиозными, политико-религиозными, психо­терапевтическими, оздоровительными, образовательными, научно-познавательными, культурологическими и иными прикрытиями.

То есть, сама по себе экологическая, благотворительная, просветительская деятельность - еще не доказательство того, что организация не является деструктивным культом. Известно достаточное число примеров подобной деятельности опасных тоталитарных сект.

Неужели требуется разъяснять, что мы не считаем фашистом каждого надевшего коричневую рубашку, и, тем более того, кто изучает философию?

НОВЫЕ БОГИ

Анна Варенберг. Новые боги. // Секретные материалы (Санкт-Петербург).- 07.02.2005.- 004

Понятия "тоталитарная секта" и "деструктивный культ" сегодня у всех на слуху. Более того, если попросить среднестатистического обывателя выразить свое отношение к религиозным новообразованиям, почти наверняка оно окажется негативным - примерно как и в том случае, когда речь заходит о наркотиках. Однако если вы попытаетесь добиться каких-либо более четких формулировок, то быстро выясните: объективного представления о сектах у людей нет. А то, что есть, - это набор стереотипов, смесь мифов и дешевых сенсаций, почерпнутых из СМИ. В итоге, когда человек оказывается лицом к лицу с реальной опасностью, выясняется, что он совершенно не подготовлен к этому и не способен что-либо предпринять в свою защиту.

НЕ НАЗЫВАЙТЕ НЕВЕЖЕСТВО АТЕИЗМОМ

Само слово "секта" (лат. secta - образ жизни, учение, направление, школа) имеет два значения и происходит либо от sectare - отсекать, разделять, либо от sequi - следовать за кем-либо, подчиняться, находиться в услужении.

Когда мы говорим о сектах, то в первую очередь имеем в виду часть определенного религиозного направления. Само по себе определение "секта" не имеет никакой эмоциональной окрашенности, в том числе и негативной.

Проблема в том, что у современного человека зачастую весьма размыты представления о религиозности как таковой. Особенно это характерно для России с ее искусственно, в течение длительного времени насаждаемым псевдоатеистическим опытом. "Псевдо", потому что атеизм - это сознательный отказ от идеалистического мировоззрения. Вспомним азы философии: суть объективного идеализма - восприятие сознания как первичного по отношению к материи. А подавляющее большинство обывателей на прямой вопрос по этому поводу готовы ответить: "Не знаю, наверное, что-то такое есть..."

То есть ни о каком отрицании, тем более сознательном, говорить не приходится. Скорее, о прискорбном невежестве в философских и религиозных вопросах. Причем среди приверженцев, скажем, бытового православия - ничуть не в меньшей степени, чем среди людей, не исповедующих никакого конкретного вероучения. Так, атеистический менталитет, насильственно формируемый коммунистическим режимом, ничуть не мешал существованию языческих предрассудков и суеверий, которые замечательно уживаются и с православным вероисповеданием.

Отсюда следуют два вывода. Во-первых, затруднительно говорить о свободе выбора при отсутствии объективной информации об имеющихся альтернативах. При этом нужно учитывать, что на мировоззрение человека сильнейшим образом влияют его окружение и культура страны проживания, а не внутренняя религиозная потребность. Во-вторых, информационный вакуум легко заполняется сведениями и предложениями, звучащими из уст людей, чьи мотивы далеко не всегда лежат в области обыкновенного просвещения.

В 1990 году в России был принят закон "О свободе вероисповеданий". Почти сразу же во многих средних учебных заведениях были предприняты попытки ввести религиоведческие дисциплины. В большинстве случаев этот опыт сводился к преподаванию Закона Божьего в рамках православного вероучения - к изучению катехизиса и "Детской Библии" на уровне воскресной школы.

В качестве педагогов выступали в основном батюшки из ближайшего прихода или экзальтированные дамочки, возомнившие себя оплотом духовного возрождения. Что неудивительно: школьные учителя, в том числе и преподаватели гуманитарных дисциплин, и на таком-то уровне нового предмета не знали. Что касается существования иных, помимо христианства, мировых религий, о них никому не приходило в голову упомянуть хотя бы вскользь.

Словом, официально санкционированное духовное просвещение в школах зашло ненамного дальше бабушкиных сказок о Николе-угоднике и Илье-пророке. И довольно быстро прекратилось вообще.

СТРАНА СВОБОДНЫХ САТАНИСТОВ

Одновременно с этим бесчисленные миссионеры с Запада разом ринулись обучать вере страну с тысячелетней самобытной духовной культурой. Они собирали на свои выступления толпы любопытствующих и проповедовали перед переполненными стадионами, устраивая праздники под громкий хруст лапши быстрого приготовления, с непривычки употребляемой нашими согражданами всухую (брикеты бесплатно раздавались все теми же миссионерами).

Либерализм первых лет перестройки открыл для деятельности этих иностранных "апостолов" широчайшие границы. Сложилась весьма благоприятная правовая ситуация. Причем эта ситуация сильно отличалась от юридической практики в странах, которые значительно раньше России столкнулись с проблемой возникновения и деятельности неокультов и успели выработать способы защиты от их влияния. Например, в США конституционное положение о свободе совести отнюдь не воспринимается как декларация права кому и как угодно наносить вред психическому здоровью людей, изменять их сознание и разрушать семьи. А в России получали регистрацию даже сатанисты...

Одновременно с этим СМИ извергали потоки невероятных, сенсационных сообщений о белой и черной магии, оккультизме, шаманстве, астральных воздействиях, успешно пиарили доморощенных экстрасенсов и колдунов, практиковали телешоу с участием целителей (вспомним хотя бы Кашпировского и Чумака). В итоге формировался совершенно особенный общественный менталитет, который можно определить как научно-мистический.

Для тех, кто был слишком ленив, нелюбопытен, слаб или не настолько голоден, чтобы лично явиться на стадион за пачкой бесплатной лапши и высшим откровением, новая религия доставлялась на дом. Если вы один раз открыли дверь перед парочкой тетенек со "Сторожевой башней" в руках, то потом было проблематично избежать их визитов, наносившихся с завидной последовательностью и упорством.

По улицам ходили люди в белых или разноцветных развевающихся одеяниях, с бритыми головами и благостно-мечтательными улыбками на лицах. Они красиво пели что-то непонятное и кормили всех желающих вкусными индийскими сладостями.

Кто-то гонял по углам барабашек, ждал пришествия инопланетян, перепечатывал на допотопной машинке почти слепую ксерокопию "Тантры" Ошо и пытался открыть у себя третий глаз или какую-нибудь хитрую чакру.

В общем, страна веселилась. Страшные слова "деструктивный культ" употребляли только скучные заумные скептики, а "секта" - претендующие на интеллигентность мамаши, опасающиеся, что их детей-подростков кто-то уведет в нечто страшное и непонятное. Умников никто не слушал. Убогих мамаш презирали за их полную неспособность вести конструктивный диалог: бедняжки не отличали Нового Завета от Ветхого и не знали, почему долгие кальпы сансары не могут затмить яркого света ума.

ПРОРОКИ НА ЭКСПОРТ

Отсутствие объективной информации стало катастрофой в стране вчерашних "детей". Люди привыкли, что власть регламентирует каждый их шаг, и если власть что-то разрешила - значит, это "хорошо" и "можно" (или хотя бы не смертельно). Они продавали квартиры, относили все вырученные деньги в очередной "МММ", а потом убивали себя, обнаружив, что превратились в бомжей. Или кидались в объятия добрых проповедников и гуру, которые точно знали, где искать спасение и истину.

Можно по-разному относиться к материалистам, но в одном они бесспорно правы: уволенный по сокращению штатов кандидат наук с двадцатилетним стажем, вынужденный торговать рыбой на рынке, не бросится искать помощи у любого, кто предложит ему хоть какую-то надежду и объяснение происходящему. Иначе говоря, у любого "духовного" явления имеется социально-экономическая база, нравится это нам с вами или нет...

Факт: сегодня Россия занимает третье место в мире по количеству тоталитарных сект, коих насчитывается более 2,5 тысячи, а вовлечены в них около 1 миллиона наших сограждан.

Причиной столь широко распространяющегося влияния новых религий является заметное обострение противоречий, присущих современному обществу. Рост организованной преступности, локальные войны, угроза ядерного апокалипсиса - все это укрепляет в массовом сознании представления о неких не поддающихся осмыслению высших силах, играющих нашими судьбами.

Страх, растерянность, одиночество и депрессия порождают ощущение бессмысленности существования. Потребность в том, чтобы кто-то предложил некую позитивную программу действий, столь велика, что люди, не раздумывая, бросаются в объятия "пророков" и "мессий", которые называют себя спасителями человечества и демонстрируют готовность указать выход из тупика.

В мире, по данным зарубежных исследователей, одних только христианских сект насчитывается чуть менее 3 000 и практически ежедневно возникает по одной новой. За последние двадцать лет объявилось около десятка "Иисусов Христов" - имеются в виду не пациенты психиатрических клиник, а те, кто убедил в своем божественном происхождении хотя бы несколько тысяч сторонников.

К новым сектам в середине 70-х годов примкнули, по разным оценкам, до 3 миллионов американцев, в начале 80-х их число удвоилось. Это понятно: в основе духовной культуры США лежит интерконфессиональность, терпимое отношение ко всем религиям, что создает благоприятные условия для появления и развития множества маргинальных верований.

Похожая картина имеет место и в Западной Европе. Во Франции зарегистрировано примерно 250 "церквей" различного толка.Нередко эти новообразования имеют криминальное содержание.

Неудивительно, что со всем комплексом проблем, связанных с их деятельностью, первыми столкнулись именно США. Манипуляции лидеров сект в отношении вербуемых и адептов, наличие психологического, финансового и даже физического насилия внутри религиозных групп, многочисленные факты психических расстройств среди их членов - все это вызвало серьезное беспокойство в общественных, правовых, научных и медицинских организациях.

В массовом сознании постепенно укреплялась мысль об опасности, исходящей от деструктивных культов. В итоге многие секты начали уходить в подполье, перемещаться из мегаполисов в небольшие города и экспортироваться в страны с более терпимым к ним отношением, в том числе в Россию.

РАСПОЗНАТЬ И ИЗБЕЖАТЬ

Во второй половине XX века было возрождено великое множество известных из истории древности и Средневековья сект и тайных обществ, к которым добавилось немало новых. Условно их можно разделить на несколько категорий.

Также существует немало более мелких групп, в основе учений которых - астральные и оккультные представления, спиритизм и парапсихология.

В России возникают и достаточно специфические направления - например, Космические коммунисты...

Разумеется, далеко не всякое религиозное объединение, в том числе и среди неокультов, обязательно является тоталитарным и деструктивным. Многие из них абсолютно законопослушны и серьезной опасности для психики своих членов не представляют. За исключением тех, которые практикуют осквернение святынь других религий, человеческие жертвоприношения, культивируют в своих обрядах истерические припадки, призывают к терроризму и практикуют его, а также инициируют массовые самоубийства.

Поэтому не следует стричь всех под одну гребенку и вздрагивать при слове "секта". Кроме того, следует учесть, что под влияние разного рода культов подпадают, разумеется, не все поголовно любопытствующие. Наша задача - не заниматься огульным обличительством, а разобраться. Какие именно религии нового века представляют собой угрозу для общества в целом и своих членов в частности? В чем данная угроза может выражаться? Каковы механизмы воздействия на личность внутри таких новообразований? И, соответственно, как избежать их влияния и вовремя распознать опасность для себя или своих близких?

В России этими вопросами занимаются правовые структуры, научные центры, комиссии и комитеты, в состав которых входят ведущие психиатры из Государственного научного центра социальной и судебной психиатрии им. Сербского и Московского НИИ психиатрии.

"УБЕЙ СЕБЯ!"

Г. Карелин, один из наиболее авторитетных российских экспертов, изучающий воздействие тоталитарных религиозных организаций на психику человека, не так давно опубликовал статью "Механизмы разрушения личности в тоталитарной секте". В этой статье Карелин приводит данные Центра изучения новых религиозных культов (США): серьезный ущерб психическому, физическому и нравственному здоровью человека наносит деятельность организаций Белое братство, Богородичный центр, АУМ Синрике, Сознание Кришны. Эти же объединения наносят серьезный моральный и имущественный ущерб семьям своих адептов. (Данные были получены сотрудниками центра на основании психиатрического освидетельствования лиц, поступавших в клиники в схтоянии психозов с бредом псевдорелигиозного характера, который возник в результате участия в деятельности той или иной секты, а также на основании изучения идеологии и практики ряда культов.)

В другой статье - "К вопросу оценки степени угрозы личной безопасности граждан со стороны деструктивных религиозных организаций" - Карелин затрагивает еще одну проблему. Члены ряда сект отказываются от медицинской помощи, что приводит к смертельным исходам. Яркий пример - Свидетели Иеговы. Они не соглашаются на переливание крови себе и своим детям даже в случаях крайней необходимости. Карелин приводит целый ряд случаев, когда больные с такими серьезными диагнозами, как стеноз левой подключичной артерии, гнойные заболевания легких, лимфогрануломатоз, по религиозным соображениям отказывались от переливания крови или оперативного лечения.

Далее. Деструктивными могут с полным основанием считаться также культы, которые призывают к самоубийству и поощряют его. Например, Иоанн Береславский, руководитель Богородичного центра, в своей книге "Родовой поток" пишет: "Надо решиться убить себя. Это именно та жертва, к которой призывает Господь".

К наиболее опасным новообразованиям можно по праву отнести церковь Сатаны и любые организации сатанистов.

Наиболее яркими примерами преступной деятельности сект различного толка обычно считаются массовые самоубийства, совершаемые их членами.

Вот лишь некоторые факты.

Не менее сильное впечатление производят и уголовные дела, возбужденные в различных российских регионах по фактам убийства своих детей и родственников членами секты "Свидетели Иеговы". Вот какие данные приводит в своей книге "Современные культовые новообразования (секты) как психолого-психиатрическая проблема" профессор, доктор медицинских наук Ф. Кондратьев - руководитель группы Минздрава РФ по разработке материалов о негативных медико-социальных последствиях деятельности в России организаций, имеющих характер деструктивных тоталитарных сект.

Во время следствия большинство обвиняемых утверждали, будто Бог Иегова заявил, что настало время свергнуть Сатану, и убийства совершались во спасение человечества, в качестве жертвоприношения. Некоторые мотивировали свои действия тем, что в их детей и внуков "вселились демоны". Другие упреждали неизбежную при наступлении конца света гибель близких, уничтожив тех собственными руками, а затем попытавшись покончить с собой.

Далее Кондратьев приводит еще один пример. В 1997 году накануне православной Пасхи группа активистов одной из сатанинских сект в России зверски убили молодого мужчину, в знак преданности Сатане пили его кровь, после чего устроили ритуальные пляски на трупе...

***

Методы вовлечения новичков в деятельность тоталитарных сект и способы воздействия на их психику во многом напоминают те способы, которые применяет наркомафия. В обоих случаях последовательность действий такова: "бескорыстное" завлечение и предложение "один раз попробовать" - развитие синдрома зависимости - эксплуатация развившейся зависимости. Ни в том, ни в другом случае неофит не имеет представления об отдаленных последствиях своих действий. Ни один новообращенный сектант не предполагал, что пойдет распылять ядовитые газы в метро, покончит с собой или бросит семью и отдаст все свое состояние. При этом трудно судить, что представляет для человека большую опасность: оказаться на игле или сделаться рабом ложных богов и мессий. Результат один: полное уничтожение личности.

"НОВЫЙ АКРОПОЛЬ" ВТОРИЧНО ПОДАЛ ИСК ПРОТИВ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ГАЗЕТЫ "НОВГОРОД"

"Новый Акрополь" вторично подал иск против муниципальной газеты "Новгород" // ИА REGNUM.- 11:59 12.01.2005  [S]

Как сообщили корреспонденту ИА REGNUM в управлении судебного департамента при Верховном суде РФ по Новгородской области, против муниципальной газеты "Новгород" вновь подан иск по поводу серии публикаций, посвященных проблеме тоталитарных сект, к которым авторы статьи причислили и организацию "Новый Акрополь". На этот раз иск предъявило городской газете московское руководство организации "Новый Акрополь". Как сообщили в судебном департаменте, дело находится на рассмотрении в городском суде Великого Новгорода у судьи Виюк. Ожидается, что судебный процесс начнется уже на текущей неделе.

Напомним, что уже в течение нескольких месяцев в производстве Новгородского городского суда находится дело по иску о защите деловой репутации, который был предъявлен к газете "Новгород" новгородским отделением организации "Новый Акрополь", по которому истец просит суд обязать ответчика опровергнуть распространенные сведения и взыскать в качестве компенсации морального вреда 500 000 рублей.

Поводом для обоих исков послужила публикация в этом издании в январе 2004 года статьи о деструктивной деятельности секты "Новый Акрополь". Потом на страницах газеты появились два отклика читателей. После публикации учебные заведения стали отказывать представителям "Нового Акрополя" в аренде залов.


на главную | статьи за 1994-2003 годы | 2004 год | на иностранных языках


Хостинг от uCoz