О КАКОЙ ИДЕОЛОГИИ РАССУЖДАЛИ НА СЕМИНАРЕ?

Игорь Панин. О какой идеологии рассуждали на семинаре? // Маяк Балтики (Калининград).- 12.10.2001.- 016

Благостная статья в "Аргументах и фактах" (Калининградское приложение) N 38 под названием "Историческая" идеология как объединяющая сила" повествует о семинаре "Проблемы духовного развития молодежи". Тема серьезная, требующая вдумчивого подхода, привлекающая внимание всех, кто связан с молодежными организациями. Однако подход к важной проблеме духовного развития, вопреки восторженному восприятию коллеги из "Аиф", оставил тягостное впечатление.

Интересны были первые выступления. Например, мы услышали любопытную лекцию по геополитике. На ней нам объяснили, как ужасна протестантско-американская идеология. Как проклятые враги православия, Руси и всех моральных ценностей хотят уничтожить нашу державу. Также весьма достойно выступил отец Дионисий. К сожалению, он, видимо, из-за недостатка времени, кроме азбучных истин о вреде наркотиков, ничего нового не сказал. Привлекли внимание и другие ораторы, с ними хотелось не только поспорить, но и довести до логического конца некоторые мысли. Например, отец Владимир Максимов, духовник организации "Преображение" отметил большую роль православной церкви в истории нашего Отечества. Это действительно так. И этот важнейший фактор устройства нашего государства, как и все в мире, имеет две стороны.

Стоит вспомнить такие страницы, как противостояние Никона и Аввакума. В 1656 году на очередном соборе сторонники патриарха Никона отлучили от церкви всех сторонников старых русских церковных обрядов. Речь шла не только о том, креститься ли двумя перстами или тремя, а об отношении к прошлому. Проводя церковную реформу, Никон вложил в это всю свою энергию, незаурядный ум, нетерпимость к инакомыслящим. Ему противостоял столь же пассионарный и талантливый бывший соратник Аввакум. В обществе произошел раскол. А если задуматься, то и разрыв с прежней историей, с великими соотечественниками, крестившими двумя перстами - святыми Александром Невским и Дмитрием Донским.

Сознание нашего народа впитало эту нетерпимость, стремление отринуть прошлое. Так и после 1917 года отреклись от старого мира с его пороками, но с его величием, с его героями и святыми. В годы Великой Отечественной войны Сталин осознал пагубность этого разрыва и обратился к образам Александра Невского, Александра Суворова, Федора Ушакова, Павла Нахимова. Память о наших славных предках была духовной опорой для победителей во Второй мировой войне.

И вот снова разрыв. На встрече отец Олег обвинял старшие поколения, победителей в Великой Отечественной войне, поколение первопроходцев в космосе, тех, кто восстановил из разрухи и сделал мировой державой нашу страну, в стремлении к материальным благам, которое и привело к расцвету наркомании. Да еще главным недостатком прежнего руководства назвал не те, от которых следовало избавиться, а антиалкогольную кампанию: "Водка - это наш русский наркотик. Мы уже к нему привыкли. Ведь, если бы не дурные антиалкогольные кампании нашего прежнего руководства, то такого разгула наркомании мы бы не наблюдали. Когда люди приходили с войны, они свое горе водкой глушили. Или вот солдаты из Афганистана вернулись. Не к психотерапевту же им идти. А водка - вот она ".

На мой взгляд, это безответственное высказывание, неуважительное по отношению к нашим дедам, которые вернулись с войны счастливыми и гордыми своей Победой, пошли учиться в университет, как один мой дед, ушедший на фронт с выпускного вечера и закончивший войну в Кенигсберге, или восстанавливать страну, как другой мой дед, встретивший Победу в Вене. И нечего воинов, прошедших Афганистан, считать невротиками, психами. Это достойнейшие люди, известные в Калининграде. Среди них - создатели кадетского корпуса, где стремятся воспитать в детях любовь и уважение к истории Отечества, к православной церкви.

Не следовало, по моему мнению, на семинаре неуважительно говорить о католиках и протестантах. Могу напомнить, что в Кафедральном соборе не раз были экуменические службы. Епископ Пантелеймон молился вместе с протестантским пастором, с католическим архиепископом и даже с нынешним магистром Тевтонского ордена, и это более продуктивный путь к миру и взаимопониманию, чем поиск тех, с кем надо бороться.

К сожалению, большая часть присутствующих неверно поняла общий настрой семинара. Слова выступавших многие восприняли как призыв бороться со всеми инакомыслящими. С другой стороны, как же и не повоевать с врагами веры нашей, когда каждый второй лектор предлагает свой план победоносного разгрома сект, сатанистов и анархистов. По моему скромному мнению, у нашей молодежи и государства есть более насущные проблемы, кроме вражды со своими соотечественниками, исповедующими другие взгляды, принадлежащие другим конфессиям. Необходимо бороться с преступностью, бедностью, невежеством, бороться за сохранение исторической памяти, памятников, за чистоту наших водоемов, за чистый воздух и чистоту помыслов борцов.

Весьма жалкое впечатление оставили выступления студентов исторического факультета КГУ Кирилла Юганова и Дениса Оснача. Эти молодые люди своими непосредственными детскими рассуждениями вызвали немало забавных комментариев у присутствующих, например, когда один из них, так и хочется сказать, "зловещим голосом" оповестил всех о существовании тайной группы анархистов. По его сведениям, они "не только распространяют листовки со своей враждебной идеологией, но и вообще не ставят никого над собой, даже бога". Потрясающее невежество и глупость для студентов-историков. Труды М.Бакунина у нас изданы, есть даже аспиранты КГУ, которые исследуют идеи основоположника анархизма. Много хорошего можно сказать о князе Кропоткине, чьим именем названа улица неподалеку от исторического факультета КГУ. Историкам и философам еще изучать и изучать взгляды анархистов, чтобы понять, какие процессы вызывают их к жизни, и что в них рационального, но движения анархизма у нас нет. Также меня очень позабавили слова моей уважаемой коллеги из "АиФ" о "появившихся в студенческой среде объединениях анархистов и сатанистов, заявивших о себе едва ли не официально". А, кстати, почему бы и в самом деле тем же сатанистам не зарегистрироваться официально? Закон это не запрещает.

Что касается "Нового Акрополя", о личной победе над которым было упомянуто выступавшим студентом, то я знаю многих ребят, посещавших лекции в "Акрополе", понявших, что преподавание ведется неквалифицированными людьми, и уяснивших, что любознательность надо удовлетворять в другом месте. И все. Не является "Акрополь" сектой, чтобы докладчики не говорили. И никакие героические действия "преображенцев" не отвратили никого от посещения. Отсюда мораль: лекции вне вузов нужны. И если не бояться обвинения в морализаторстве, то можно назвать адрес: Кафедральный собор, вторая суббота каждого месяца.

И для справки коллеге из "АиФ". В российских университетах, со дня основания первого из них в 18-м веке, ни на один день не вводилось преподавание богословия, никогда не было богословского факультета. Для этого существуют семинарии и духовные академии, где будущие священники должны сосредоточенно и глубоко изучать необходимые им дисциплины, не включаясь в бурную, студенческую жизнь светских университетов. И эта традиция, идущая от великого М.В.Ломоносова и дальновидных образованных отцов православной церкви, должна быть сохранена.

В АССОРТИМЕНТЕ - ВЕРА.

Елена Дашковская. В ассортименте - вера. // Дворникъ (Калининград).- 24.07.2001.- 028

На днях прошло освящение сразу нескольких православных храмов - монастыря святой великой княгини Елисаветы в Калининграде, нулевого цикла храма Трех святителей в Советске, церкви целителя Пантелеймона в пос. Лесном на Куршской косе. Ныне в области действует 46 православных приходов. Это самая многочисленная, но не единственная конфессия.

ВЫБОР ЕСТЬ

Из 134 зарегистрированных религиозных организаций области наиболее многочисленны христиане веры евангельской - 23 прихода. Сюда относятся и т н. неохаризматы со своими организациями "Солнце правды", "Церковь Бога живаго", "Слово любви", "Новое поколение".

21 приход принадлежит Римско-католической церкви, 15 - лютеранской, 8 - адвентистам седьмого дня, 5 - баптистам, 4 - свидетелям Иеговы, по 2 - новоапостольцам, методистской церкви и иудаистам Зарегистрировано по одному приходу мусульман, буддистов, мормонов, кришнаитов, армянской апостольской церкви, РПЦ за рубежом.

Действуют и незарегистрированные нетрадиционные религиозные объединения - сайентологов, виссарионовцев, поместноцерковников, даже оккультного и сатанистского толка. Плюс различные общества типа "Радастея", "Центр мира Шри Чин Моя", различные течения Рерихов, последователи Порфирия Иванова, "Приверженцы трансцедентальной медитации", движение "Соббут", "Синг Ха", прочие. Можно отнести сюда и некие организации с элементами религиозного объединения - "Новый Акрополь", "Ассоциация по парапсихологии Мантрам", "Ассоциация семей во всем мире", другие.

Подобное разнообразие характерно сегодня для ряда крупных городов России. Специалисты отмечают аморфность, расплывчатость российского законодательства по отношению к конфессиям различного толка - традиционным и новоявленным, историческим и экзотическим. До сих пор, несмотря на многолетние разговоры о свободе слова, вероисповедания и совести, в России не разработаны законы, скажем, о государственной религии, значимости общественного мнения. И группа заморских проповедников или десяток "прихожан" секты-однодневки уравнены в правах с многовековыми конфессиями.

КРАСИВО ВЕРИТЬ НЕ ЗАПРЕТИШЬ

Собственными храмами и молельными домами могут похвастаться лишь немногие из религиозных конфессий области. В Калининграде 5 православных храмов. Из других церквей - две католические на Лесопильной и А. Невского, лютеранская - на пр. Мира, новоапостольская - по ул. Тельмана, баптистские - на Северной горе и ул. Гагарина. Собрания ряда конфессий проходят в домах культуры - директора охотно оформляют аренду под щедрых клиентов. В ближайшее время Калининград украсит и синагога. Рассчитанная, кстати, на 3,5 тысячи человек, а во всей области, согласно статданным, проживает 2,5 тысячи евреев. Не совсем оправданным кажется многим и строительство ее близ Крестовоздвиженского православного храма. По проекту высота обоих зданий одинакова. Насколько это будет "смотреться" среди многоэтажек острова - сказать трудно.

Достаточно близко от лютеранской церкви выделен участок и под строительство мечети. Явление это сегодня характерно для крупных и малых российских городов. Дело, думается, не только в свободе вероисповеданий. Рождаемость славянских народов не сравнить с мусульманскими, смертность - с миграцией с Востока Вот и возводятся мечети "на вырост". Их сторонники в нашем регионе говорят о 500 прихожанах и о 18-25 тысячах мусульман среди жителей области. Однако сюда автоматически отнесены, скажем, все татары. Между тем многие из них считают себя православными со времен Ивана Грозного. Пока же близость двух культовых сооружений может привести к ряду неудобств: призывы муллы на намаз будет совпадать с молитвой лютеран. Ничего не поделаешь: выбор участка под храмы - за местными властями. Неслучайно многие конфессии стараются купить уже готовые или нежилые здания. Наиболее яркий пример - здание бывшего фотоателье на пр. Мира, приобретенное мормонами за 265 тыс. долларов и перестраиваемое сейчас на свой вкус.

РАЗБИТЫЕ НАДЕЖДЫ

Специалисты все чаще говорят о необходимости создания в регионе реабилитационного центра для пострадавших от тоталитарных сект. Подобные успешно действуют в Москве и Питере. У нас же пока разочаровавшиеся обращаются к священнослужителям традиционных конфессий, в отдел по борьбе с терроризмом ФСБ, обладминистрацию и прокуратуру. Общей статистики не ведется, однако зафиксированы многочисленные факты распада семей. Моряк, вернувшись из рейса, обнаружил, что вся семья попала в секту. Итог - развод, судебная тяжба по разделу имущества... Муж-сектант настроил дочкушкольницу против матери, девочка по сути отказалась от нее "ради правильной веры"... Семья пенсионеров "тянет" двух внуков: дочь записалась в какую-то секту и уехала в неизвестном направлении .. "Глухарем" висит дело о пропаже молодого художника по слухам, его тоже "позвал Боженька". Родственники же требует проверки элементарной криминальной аферы, ведь квартиру художник перед пропажей продал.

КТО МЫ - ПОКАЖЕТ ВРЕМЯ

Статисследования свидетельствуют: от 75 до 97 % населения области относят себя к православным. Данные эти зачастую условны, хотя история свидетельствует: 95 из сотни нас - исконные православные христиане.

Цифры так и останутся цифрами, пока не будет принят закон о поддержке церквей. Такая практика существуют в большинстве стран мира, аналогичный закон прорабатывается в России. Речь о том, чтобы определенный процент от подоходного налога шел на нужды церкви Какой именно конфессии - решать каждому гражданину самостоятельно. А атеисты вправе направлять "свои" средства не на церкви, а на дела милосердия.Так что кто из нас во что верит, будет достоверно известно лишь в ближайшие годы.

КАКИМ БОГАМ МОЛИМСЯ?

Каким богам молимся? // Новгородские ведомости (Великий Новгород).- 13.04.2001.- 053

На 1 марта Управлением министерства юстиции Российской Федерации по Новгородской области зарегистрирована 141 религиозная организация (из них шесть зарегистрированы в прошлом году). Что же это за организации? 96 - Русская православная церковь, 4 - старообрядцы (1 - поморская община, 2 - древлеправославные поморские общины, 1 - Белокриницкого согласия), 3 - евангельские христиане-баптисты, 7 - христиане веры евангельской - пятидесятники, 13 - евангельские христиане, 4 - адвентисты седьмого дня, 3 - иудаизм (в том числе: 2 - ортодоксальный иудаизм), 1 - римско-католическая церковь, 1 - евангелическо-лютеранская церковь, 1 - религиозное общество сознания Кришны, 1 - общество исследователей библии "Епифания", 1 - христианская миссия "Гедеон", 1 - новоапостольская церковь, 2 - методистская церковь.

Семь религиозных организаций (общество исследователей Библии "Епифания", религиозное общество сознания Кришны, старообрядческая община Русской православной христианской веры Белокриницкого согласия, христианская миссия "Гедеон", Дубско-Покровская община древлеправославной поморской церкви, екатерининская община п. Крестцы, христианская евангельская церковь г. Старая Русса) ликвидированы в судебном порядке по требованию Управления министерства юстиции РФ по Новгородской области в связи с тем, что не прошли процедуру государственной перерегистрации.

Доминирующее положение в области по-прежнему остается за Русской православной церковью. Удельный вес религиозных объединений других направлений невелик, тем не менее в последние годы наметилась тенденция их увеличения. Так, на территории Великого Новгорода зарегистрирован и действует Приход святых апостолов Петра и Павла римско-католической церкви, активную деятельность ведут религиозные организации протестантского направления.

В настоящее время сложились структуры евангельских христиан, евангельских христиан-баптистов и пятидесятников. В Великом Новгороде построен храм Христа, в котором проводятся молитвенные собрания. Зарегистрирована и осуществляет свою деятельность протестантская новоапостольская церковь. В то же время наблюдается тенденция роста так называемых нетрадиционных религиозных объединений. Некоторые из них избегают получения официального статуса религиозной организации, пользуясь пробелом в федеральном законе "О свободе совести и о религиозных объединениях". Эти группы располагают значительными материальными и финансовыми ресурсами, которые используются, как правило, на активную миссионерскую работу, особенно среди молодежи.

Примером может служить деятельность религиозной группы Церкви Иисуса Христа Святых последних дней (мормоны). В городе действуют миссионеры из Болгарии, которые ведут активную работу. Духовный центр этой организации в настоящее время находится в Швейцарии.

Среди религиозных организаций немало таких, которые формально прошли процедуру государственной регистрации, скрывая свои истинные цели и задачи и регистрируясь как общественные объединения. Их деятельность подчас идет вразрез со светскими законами, в ряде западных стран к ним относятся с особо пристальным вниманием, например, саентологические организации и организации, проповедующие идеи Сан-Мен Муна (мунисты). На территории области зарегистрированы и действуют: Новгородский городской центр дианетики (саентологическая организация), новгородская региональная общественная организация "Общество студентов за нравственное обновление и возрождение", которая, прикрываясь пропагандой высоких этических и нравственных идеалов, распространяет религиозные учения Сан-Мен Муна, что противоречит ее уставным целям; новгородская городская общественная организация "Новый Акрополь", которая проводит публичные лекции в помещениях детсадов, ДК и НовГУ; новгородское областное отделение общероссийской общественной организации "Центр Шри Чинмоя", члены которого проводят активную работу по пропаганде учения своего учителя, распространяют литературу, проводят вечера, участвуют в международных акциях.

Следует отметить, что регистрация вышеназванных организаций в качестве общественных затрудняет проведение государственной экспертизы. Их деятельность взята под постоянный контроль по стороны управления.

Отмечено проявление интереса со стороны определенной части населения (в основном молодежи) к новым нетрадиционным религиозным течениям. Население города в целом испытывает мощнейшее идеологическое давление со стороны нетрадиционных для Великого Новгорода и Новгородской области конфессий, большинство общин которых, как правило, инициированы зарубежными религиозными центрами и являются проводником политики и интересов своих государств. Вновь образующиеся религиозные движения в большинстве своем отрицают общепризнанную систему ценностей, их руководителями являются лица, имеющие соответствующие знания для подобной работы с людьми. Все вышеизложенное непосредственно относится к проблеме обеспечения безопасности личности, общества и государства.

Официально Управлением министерства юстиции РФ по Новгородской области не зарегистрирована, но действует местная религиозная организация свидетелей Иеговы. Она заметно активизировала свою деятельность как в Великом Новгороде, так и по районам области, ее члены очень активны в пропаганде своего вероучения.

В марте 2000 года создана и начала свою деятельность религиозная группа, входящая в корпус "Армии спасения". Следует отметить, что она не обращалась в управление за официальной регистрацией, члены данной группы совершают богослужения, другие религиозные обряды и церемонии, реализуют учебные программы среди населения, проповедуя свое вероучение. "Армия спасения" относится к протестантскому течению. В настоящее время штаб-квартира корпуса "Армии спасения" расположена в Лондоне.

Продолжает осуществлять свою деятельность в качестве религиозной группы религиозное общество сознания Кришны. Члены общества в частном порядке занимаются изучением и распространением книг, в деревне Вашково Новгородского района на арендуемом земельном участке выращивают овощи, которые используют для бесплатного питания малообеспеченных граждан. Численность общины составляет 10 человек, которые собираются в построенном силами членов общества 3-этажном коттедже в районе улицы Парковой.

Управлением зарегистрированы, кроме уже названных, общественные объединения, в сферу деятельности которых входят вопросы религии.

Особую озабоченность управления вызывают факты проявления на территории области деятельности последователей незарегистрированной церкви Сатаны.

Религиозным организациям, зарегистрированным Управлением юстиции и расположенным на территории области, переданы культовые здания и сооружения, являющиеся памятниками истории и культуры местного и федерального значения.

ПРОДЕЛКИ "ЧЕРНОГО АНГЕЛА"

Владимир Ульянов, Самара. Проделки "Черного ангела" — КРИМИНАЛЬНАЯ ХРОНИКА. // Парламентская газета (Москва).- 15.03.2001.- 048

Первое заявление в уголовный розыск Железнодорожного района в июле прошлого года принесла заплаканная старушка, сообщившая, что кем-то разбита мраморная плита на могиле ее родственника. На следующий день представители еврейской общины заявили, что на их кладбище разрушено окот 60 захоронений. На месте сыщики обнаружили спиленные и сожженные деревянные кресты. Увиденное привело их в недоумение. До сих пор происшествия на клавишах ограничивались кражами оградок, которые бомжи сдавали в металлолом. Однако заулка нашлась. На некоторых поверженных плитах были нарисованы сатанинские символы - пятиконечная звезда в двойном круге, цифра "666" и написанное латиницей слово "Сатана". Это обстоятельство навело милиционеров на мысль, что вандализм носит ритуальный характер. Всю осень на кладбищах устраивались засады. И в начале декабря за странным занятием - рисованием знаков на памятниках собственной кровью - был задержан некто Михаил Панков. Позже оперативники выяснили, что к актам вандализма причастны еще пять молодых людей. По данным православных священников, в Самаре сегодня действуют семь оккультных сект - "Черный ангел", "Новый акрополь", "Зеленый дракон" и другие, перекочевавшие на российскую почву из-за океана.

ЗА СКОЛЬКО ПРОДАЛИ "РОССИЮ"?

Борис Гуров. ЗА СКОЛЬКО ПРОДАЛИ "РОССИЮ"? // Караван+Я (Тверь).- 28.02.2001.- 009

Фото Анаиды ДжилавянС тех пор, как на российской земле закончилась советская власть и граждан перестали преследовать за их религиозные убеждения, в стране появилось множество разнообразнейших религиозных организаций. Некоторые из них принято называть сектами. И это не оскорбительное наименование, а социологический термин, поскольку, согласно учебнику для вузов профессора МГУ Игоря Яблокова: "Секта является разновидностью религиозной общности со своеобразным способом организации и управления".

Сегодня на вопросы "Каравана" о тверских сектах отвечают сотрудники Информационно-аналитического центра имени святителя Марка Ефесского протоиерей Александр ШАБАНОВ и доцент ТвГУ, кандидат исторических наук, диакон Лев СЕМЕНОВ.

- Какие именно секты существуют сегодня на территории Тверской области?

Протоиерей Александр: - У нас достаточно крупная община Свидетелей Иеговы. Не так давно появились и активно действуют мормоны (Церковь Иисуса Христа Святых Последних Дней). Неопятидесятники представлены Церковью Христа Воскресшего. Существуют группы, ориентированные на идею оккультизма: Новый Акрополь и Тверское Рериховское общество. Последние, лоббируя в общественном плане свои интересы, пытаются предстать в виде филантропического общества любителей культуры. Есть движения сугубо восточной ориентации: Сахаджа-Йога, Тверской центр Шри Чинмоя. Пять лет назад закончился поток миссионеров, приезжавших к нам с Запада, и сегодня тверские секты представлены в основном гражданами России.

- А где у нас располагаются эти секты?

Диакон Лев: - Церковь Христа Воскресшего базируется в Пролетарском районе на территории бывшего кинотеатра "Россия", приобретенного ими несколько лет назад. В кинотеатре "Звезда" действуют последователи "преподобного" Муна, так называемой Церкви Объединения. В кинотеатре "Вулкан" проводят свои воскресные собрания мормоны. Представители Нового Акрополя, секты, организованной аргентинцем Ливрагой, объявившим себя "Верховным Главнокомандующим", регулярно читают свои лекции в различных аудиториях.

- Но аренда помещений требует финансовых затрат, не говоря уже о сумме, необходимой для покупки целого здания. Кто финансирует секты?

Диакон Лев: - Часть групп и сект имеют прямое финансирование с Запада. Например, в рекламных материалах, распространяемых в нашем университете американскими проповедниками Варнавского Служения при содействии Церкви Христа Воскресшего, указывалось, что в случае организации подчиненных им новых сектантских общин их лидеры будут получать конкретную долларовую поддержку.

- Нередко мы вспоминаем о сектах в связи с какой-нибудь трагедией, например, отравлением пассажиров токийского метро. А исходит ли какая-либо опасность от обосновавшихся у нас религиозных организаций?

Протоиерей Александр: - Если говорить об опасности той или иной секты, то надо учитывать, что вред может быть нанесен этой сектой как личности, так и обществу. Когда человек уходит в секту, он уходит в организацию. В этом принципиальное отличие секты от религии. Православную церковь нельзя назвать организацией с точки зрения социологии религии. Это место общей молитвы, где собираются, исходя из своих желаний, и человек всегда может перейти из одного храма в другой, если ему что-то не нравится. В секте это невозможно. Там жесткие иерархические принципы, на которых она существует. И ценности общества в этих организациях могут быть представлены в другом свете. Если это секта Свидетелей Иеговы, то у них ярко выражено напряженное эсхатологическое понимание будущего. Они ожидают скорого пришествия, конца света. Из-за этой окраски поступки людей коренным образом отличаются от традиционных представлений.

Что касается случаев прямого вредоносного воздействия сект, то они труднодоказуемы. Год назад попытку суицида студентки Тверского университета связывали с ее посещением Церкви Христа Воскресшего. Но спасенная девушка меняла свои свидетельства, и однозначно утверждать, что эти два события связаны, сегодня нельзя.

Диакон Лев: - А два года назад общественности стала известна история, когда молодой человек после обработки в мунитской секте порвал со своей невестой, студенткой технического университета, как с "невестой от сатаны". Вообще мунитская Церковь Объединения спекулирует на семейных идеалах, однако в выборе своей пары члены секты не свободны. Их подбирает заочно и сводит сам Мун или его функционеры. А еще раньше сектантам внушается мысль, что их отец или мать лишь физические родители, истинные же - это Мун и его четвертая жена Хак Джа Хан Мун. Потом обработанная таким образом молодежь обычно бросает свои семьи и перебирается в так называемые центры - квартиры, снимаемые мунитскими лидерами. И за пределами секты жизни у ее членов уже нет.

- Оказывается ли на сектантов гипнотическое воздействие?

Протоиерей Александр: - В некоторых группах используется техника глубокого психического воздействия. Предполагается, что в проповедях лидера "Церкви Державной Божией Матери" Иоанна Береславского отмечается эффект 25-го кадра, когда закладывается скрытая информация, которую человек воспринимает на подсознательном уровне.

- Что сегодня может противопоставить Православная церковь и общество агрессии различных религиозных движений?

Протоиерей Александр: - Прежде всего, религиозное знание и культуру, которые у нас утрачены, но должны быть возрождены. Потом, поскольку секты скрывают сведения о себе, необходимо распространение правдивой, проверенной и профессионально сделанной информации о них через СМИ. На Западе, в частности в Германии, уже давно есть экспертные центры, рассылающие информацию о сектах в учебные и государственные учреждения, а при приеме на работу человек должен заполнить в анкете и графу "вероисповедание".

Тверь, в контексте вашего вопроса, вообще находится в уникальном положении. Наша губерния одна из немногих в России, где на уровне областной администрации нет структуры, которая профессионально осуществляла бы связь с религиозными организациями и контролировала бы процесс религиозной жизни. Были попытки создавать какие-то общественные советы, но они ни к чему не привели. Нужен специалист, который отслеживал бы эти вещи и мог бы представить, что происходит в области.

Сегодня, чтобы выяснить религиозную ситуацию в регионе, в областные структуры приглашают меня или отца Льва. Но у нас иные функции, и наши возможности ограничены.


на главную | статьи за 2004 год | за 2005 год | на иностранных языках


Хостинг от uCoz