Николай Солодов. Новый Акрополь: Пример эффективной деятельности философской секты // Московская духовная академия.- 24.07.2006 [S]
Научное изучение новых религиозных течений, а особенно их современного положения встречает ряд понятных затруднений. Прежде всего, это нежелание многих из этих течений быть изученными. Такова ситуация и с Новым Акрополем (в дальнейшем, для краткости НА). В качестве официальной и бесспорной информации остаются лишь рекламные публикации, редкие интервью и не засекреченная печатная продукция для внутреннего употребления. Казалось бы естественно использовать данные свидетелей – действительных или бывших членов движения. Однако в случае с НА данные от тех, кто состоит в организации либо несодержательны (если человек не находится на высокой степени организационной вовлеченности), либо заведомо неискренни. Среди тех, кто покинул НА, находятся люди готовые предоставлять информацию, но их свидетельства отчасти теряют доказательный характер из-за анонимности и некоторой предвзятости.
Обстоятельствами, позволившими данному исследованию обрести черты объективности были:
а) личное общение с бывшими членами НА;
б) хорошо организованное интернет-сообщество бывших членов НА, сумевших в значительной степени взвешенно и рационально изложить пережитый опыт в серии статей[1];
в) международный характер деятельности НА, позволяющий проверять как критику, так и апологетику НА по разным источникам.
г) доступные для изучения результаты работы парламентских комиссий некоторых европейских стран (Франция, Бельгия, Швейцария, Германия), проведенных в 1996-98 годах; а также исследование 1997 года, посвященное бывшим членам НА, проведенное центром CESNUR;
Тот факт, что значительная часть исследований проводилась именно в 1996-1997 годах объясняется всплеском интереса к новым религиозным организациям в этот период, особенно во франкоговорящих странах, в связи с широким общественным резонансом (moral panics по выражению М.Интровиня), вызванным случаями массовых самоубийств членов секты Храм Солнца (Solar Temple) в 1994-97 годах, «газовыми атаками» Аум Сенрике в 1994 и 1995 годах и громкими судебными процессами над сайентологами.
В данной работе мы используем по отношению к «Новому Акрополю» слово «секта». Спорность этого термина вынуждает сделать несколько оговорок.
Социологическое определение секты, опирающееся на такие критерии как наличие в организации контроля сознания, принципиальное значение личности харизматического лидера (гуру), пирамидальная структура организации и др., не вполне выражает суть явления. Не касаясь религиозного содержания, такое определение в действительности фиксирует лишь наличие некой духовной активности вообще. Заменив термины «контроль сознания», «гуру» и подобные на более нейтрально-безоценочные, мы получим набор критериев, под который подходят католические организации, такие как Opus Dei, Неокатехуменат и сестры матери Терезы[2]. Подойдут, вероятно, и многие православные общины. На содержательном уровне такой подход к установлению статуса религиозной организации означает право светской науки быть арбитром в сугубо религиозных делах, а это, по сути, очень близко к провозглашению «светского либерализма» господствующей религией.
В несколько огрубленной форме, с акцентом на «промывании мозгов», социологическое определение легло в основу деятельности «антикультового движения». В отношении НА «антикультовый» подход проявлялся в деятельности некоторых парламентских комиссий (Франция, Бельгия), а также известного бывшего высокопоставленного члена НА, а ныне антикультового публициста Мигеля Мартинеса. С их критикой выступал в частности Массимо Интровинь, руководитель Центра по исследованию новых религий (CESNUR). Общий смысл его возражений сводится к тому, что если сделать формальное определение секты юридически значимым, то личная религиозная свобода подвергнется неоправданному ограничению. Гражданская мотивация самого Интровиня, как католического ученого, близкого к Риму также вполне понятна.
Представляется более уместным пользоваться в качестве социологических более соответствующими методам исследования терминами: «психологическая группа» (парламентское расследование 1998 года в Германии), «новое религиозное движение», «религиозные меньшинства». Несмотря на некоторую неуклюжесть, такие обозначения несут минимальную оценку содержания явления, ограничиваясь указанием на научно проверяемые свойства организации.
Понятие «секта» относится к области христианского богословия, в котором оно означает религиозную организацию, находящуюся вне Церкви и в противостоянии к ней[3]. В этом значении употребляется слово секта и в настоящей работе. В отношении же Нового Акрополя выражение «философская секта» приобретает еще и дополнительное звучание, напоминая первоначальное значение: секта, как особое философское учение, школа. Кроме того, мы сочли возможным оставить этот термин как историческое свидетельство христианского прошлого современной науки и общества. В сознании людей все еще присутствует некое представление, что секта — это плохо, а нормальный способ внешней организации религии — это Церковь.
Учение Нового Акрополя не отличается особой оригинальностью. В энциклопедии «Народы и религии мира»[4] НА характеризуется как «неоязыческая секта, относящаяся к движению Новый век… Доктринальные положения Нового Акрополя синкретичны и сочетают в себе элементы теософии и ряда языческих культов… Адепты Нового Акрополя верят в реинкарнацию и скорое наступление на Земле так называемой эры Водолея».
А. Февр следующим образом резюмирует мировоззрение НА: «… Человеческий микрокосм включает себя четыре классические элемента (земля, воздух, вода, огонь) и центральную точку («я»), которая соотносит их различия. «Я» горизонтальное, имеющееся в начале, должно стремиться к вертикальности, чтобы превратиться в «Я высшее», образуя таким образом гармоничную личность, Человека Звезду или Человека Пентаграмму. История человечества состоит из Великого Цикла длиной в 25290 лет, разделенного — согласно вычислениям, приписываемым древним пифагорийцам, — на двенадцать «месяцев», по 2160 лет каждый, соответствующих знакам зодиака. Эре Водолея будет соответствовать новое развитие человеческого сознания. Вместе с тем, мы не обнаруживаем здесь оптимизма, широко распространенного в движениях Нью Эйдж, поскольку эта эра будет сначала проходить под знаком «холода» Сатурна. Отсюда необходимость, как и во времена Пифагора и Платона, формировать людей, способных преодолеть этот сложный период»[5].
Основную задачу НА видит в воспитании на основе «философских школ» новой расы людей и полном переустройстве всего человечества на основе синтеза всех наук, философий и религий («синкретический и рациональный подход», объединение традиций Востока и Запада, ). Впрочем, основным методом осуществления этого глобального проекта является «процесс индивидуализации», то есть личное совершенствование, развитие в себе скрытых способностей, связанных с воображением, мечтой, символами.
«Они принимают в качестве модели архетип “человека небесного”, образа “внутреннего человека”… Архетип “небесного человека”… обозначает коллективное существо человечества, для которого каждый человек является частным проявлением и одновременно каналом доступа. Духовный поиск состоит таким образом в приближении к этому человеческому архетипу, … которое позволит одновременно парадоксальным образом индивидуализироваться и стать универсальным. Этот поиск касается каждого человека, а не только элиты, поскольку они считают, что нельзя говорить об эволюции человечества не объединяло бы все свои составляющие. Каждый человек, индивидуализируясь, достигает сознательного отношения с архетипом “универсального человека” и в то же время отдельные личности, связанные между собой сделали бы возможным пробуждение коллективного сознания единства человеческого рода»[6]. «Согласно учению Нового Акрополя великие духовные течения и традиции актуализировали каждая только по одному аспекту универсального человека, и каждая из них образует лишь фрагмент способностей этого архетипа и не может, таким образом, претендовать на обладание всем его значением»[7].
Представление о НА не может быть полным, если не принимать во внимание фундаментального влияния теософии. Преемственность с теософскими обществами и учением Е.П. Блаватской вполне очевидна и подтверждается в официальных изданиях НА, хотя и не афишируется.
Основные принципы НА в официальной формулировке почти дословно повторяют принципы теософии, сформулированные Блаватской еще в 1889 году[8].
В качестве любопытного примера информационной политики можно рассмотреть «сравнительную текстологию» биографии основателя секты Х.А. Ливраги на центральном сайте НА[9]. Ливрага начинал свои духовные искания в аргентинском отделении Теософского общества. На английском и французском языке[10] ключевой момент создания организации описан так:
В 1956 году он основал журнал «Теософские исследования», задуманный для ознакомления университетской молодежи с произведениями Е.П.Блаватской, путем сравнения их с новыми научными открытиями XX века. В следующем году, по рекомендации известного теософа Шри Рама он расширяет эту работу и основывает «Новый Акрополь»[11].
В русском, немецком и испанском варианте тот же фрагмент «жития» выглядит уже несколько по-другому:
В 1957 году он основал журнал «Теософские исследования», задачей которого было познакомить университетскую молодежь с теми связями, которые существуют между древней, традиционной мудростью и новыми научными открытиями XX века. В том же году, воспользовавшись приездом в Буэнос-Айрес известного философа Шри Рама и при поддержке последнего, он сделал следующий шаг — основал «Новый Акрополь».
То есть имя столпа теософии Е.Блаватской не упоминается, ее работы обозначены как «древняя, традиционная мудрость», а теософ Шри Рам (президент Теософского общества с 1953 по 1973 год) обозначен как философ. Объясняется это, вероятно, негативным имиджем Блаватской и теософов в России и некоторых других странах. Впрочем, сам Х.А. Ливрага в интервью "Вечерней Москве" не стесняется называть себя учеником Е.П.[12]
Отметим, однако, что в отличие от Теософского общества (сами теософы от связей с НА отказываются[13]) НА опирается в основном на западную, а не на восточную эзотерику, отдавая предпочтение египетской и греческой традиции. Характерный список авторитетов: Пифагор, Платон, Марк Аврелий, Дж. Бруно, Е. П. Блаватская, К. Г. Юнг.
Количественной оценкой членов НА, кажется, никто, кроме самого руководства НА, серьезно не занимался. В «акропольских» источниках значится чаще всего «свыше 10 тысяч активных членов и сотни тысяч друзей и интересующихся» в 150 филиалах в 51 стране мира (или же, что более реалистично, 32 ассоциации и представительства в 42 странах[14]). Немецкое отделение[15] указывает «более 11 тысяч активных членов в более чем 200 отделениях в приблизительно 50 странах и сотни тысяч участников курсов и учреждений», далее в том же документе значится, впрочем, «более чем в сорока странах мира». Данные немецкого представительства представляются наиболее правдоподобными поскольку
а) они согласуются с проверяемыми непосредственно данными о количестве филиалов и количестве стран, где эти филиалы присутствуют (см. приложение 1),
б) цифра 10 тыс. может значить грубое приближение – эта цифра встречается в разных источниках уже давно, а численность организации вероятно изменялась,
в) небольшой прирост: с 8-10 до 11 тысяч за период с 1990 по 2005 годы вполне согласуется с данными по национальным представительствам,
г) данные немецкого представительства вообще более конкретны; так, вместо расплывчатого «друзья и интересующиеся» сказано «участники курсов и учреждений».
Приведем еще некоторые, правда несколько разрозненные, данные о различных национальных отделениях.
В Германии в январе 1997 года насчитывалось около 100 членов в трех филиалах[16].
В Швейцарии по данным газеты “Affranchi” в 1994 году было около 3000 членов НА, из них 50 активных[17].
В достаточно подробном статистическом исследовании[18] французского отделения НА приводятся такие цифры: количество членов Культурного центра НА в 1991 году составляло приблизительно 2000 человек и оставалось приблизительно таким же и в 1997 году. Членов Центра философского образования (именно их считают членами НА авторы исследования) было 701 в 1986, 710 в 1991 и 260 на 30 апреля 1997 года.
А.Февр в 1996 году говорит о 20 тыс. активных членов по всему миру из них 2,5 тыс. во Франции[19].
Президент бельгийского отделения НА Ф. Фигар, отвечая на вопросы парламентского расследования[20], называет цифру 450 членов для Франции, для Бельгии — 50 человек; 8 тыс. человек по всему миру. По словам Фигара поступления бельгийского НА в 1995 году составили 2,4 млн. бельгийских франков, из них половина – взносы участников, 20% - пожертвования и 30 % прочие доходы. При этом НА представлен в Бельгии в трех городах: Брюсселе, Льеже и Анвере. Годовой приход французского отделения (в семи филиалах) составил в июне 1999 года 4-4,6 млн. французских франков (из них 1-1,3 млн. – продажа журналов и пр.)[21].
В словаре Современных религиозных групп[22] приводятся такие данные по НА: 10 тыс. членов НА и 20 тыс. учащихся. Авторы ссылаются на информацию из НА. Там же приводится сумма годового прихода 6-8 млн. франков. Судя по всему, речь идет о конце 80-х – начале 90-х.
По данным ассоциации UNADFI на 1995 года только во Франции насчитывается 10 тыс. членов. В то же время отчет Национальной ассамблеи по руководством Алена Жеста[23], в котором и приводятся данные UNADFI, относит НА к сектам, имеющим от 50 до 500 последователей (во Франции).
В июне 1999 года российская «Классическая Философская Школа» НА насчитывала около 1500 слушателей[24]. По данным бывших членов НА на 2000 года в «Живые силы» НА (следующая ступень посвящения) в России входит от 150 до 200 человек[25].
Считая финансовые данные о доходе французского и бельгийского отделений НА вполне достоверными (в тот период их финансовая деятельность подвергалась жесткому контролю и предоставление ложной информации было чревато значительным риском), получаем, что на 50 бельгийских членов НА приходится 400 тыс. французских франков годового прихода[26], то есть по 4 тыс. франков взносов на каждого. Учитывая, что доля членских взносов в бюджетах бельгийского и французского отделения сходны, можно предположить, что в 1999 году в НА Франции было 500-575 человек. На самом деле стоит учесть еще и то, что на 1995 год количество членов бельгийского НА, вероятно, было больше (возможно около 100 человек) и тогда результирующие цифры надо удвоить.
Если же исходить из прихода 6-8 млн. франков[27] на начало 90-х, когда количество членов французского отделения НА было стабильно около 700 человек, то на каждого члена придется по 5 тыс. франков членских взносов, и количество членов французского НА на 1999 год можно оценить как 350-540 человек.
1986 | 701 (Интровинь) |
1991 | 710 (Интровинь) |
1996 | 450 (Фигар) |
1997 | 260 (Интровинь) |
1999 | 450 (оценка) |
Попробуем согласовать эти данные, одновременно очертив принципы организационной структуры НА. Имеет смысл говорить о следующих уровнях организационной вовлеченности людей в НА.
1. Начальный уровень. Посещение отдельных лекций и мероприятий НА.
2. Обучение в Классической философской школе. Теоретический уровень. (М. Интровинь называет это состояние членством в Культурном центре). Этот уровень предполагает посещение еженедельных лекций и время от времени других мероприятий НА (семинары, поездки).
3. Обучение в Классической философской школе. Практический уровень. (Собственно членство в НА по Интровиню.) Участие в деятельности прикладных «направлений», значительная вовлеченность в текущие мероприятия НА.
4. «Живые силы». Члены этого уровня занимают руководящие посты в «направлениях». Мировоззренческая и обрядовая сторона секты в отличие от предыдущих уровней выражена явно. По словам В. Карелина, одного из членов московского отделения НА, «"Живые силы" "Нового Акрополя" (или, как часто их называют, "ядро") объединяют людей не просто разделяющих цели и задачи "Нового Акрополя", но и активно участвующих в их достижении»[28].
5. «Секироносцы». Высшее руководство. Достоверные сведения отсутствуют.
На примере Французского отделения НА начала 90-х годов можно оценить количество членов начального уровня как 10 или 20 тыс. (вероятно в зависимости от способа подсчета), количество членов теоретического уровня – 2000 человек, количество членов практического уровня – 700 человек.
Проводившееся сопоставление данных из различных источников позволяет предположить, что информация о количестве членов НА, предоставленная Ф. Фигаром не сильно отличается от действительности. Видимое противоречие с данными Интровиня о 260 членах французского НА (450 по Фигару) объясняется либо тем, что Фигар говорит о теоретическом уровне для французского и практическом для бельгийского НА (50 человек в трех городах), либо, что вероятнее, в обоих случаях он имеет в виду практический уровень, но приводит прошлогодние данные по Франции (очередная Ассамблея состоялась 28 марта 1997 года – вероятно, уже после дачи показаний). К теоретическому же уровню следует отнести и цифру 100 человек немецких членов НА.
Общемировое количество в 8000 человек стоит понимать как количество членов практического уровня. Поскольку иначе 2000 французских членов теоретического уровня и около 1500 тысяч российских составляли бы тогда почти половину от общего числа членов, что явно не отражает истинного положения вещей (см., например, данные приложения 1). Общемировое количество членов начального уровня – сотни тысяч.
Предполагая сохранение пропорций количества членов французского НА различных уровней и в других странах и исходя из официального общего количества 11 тысяч человек, можно сделать следующие оценки.
|
Франция |
Россия |
Швейцария |
Всего |
Начальный уровень |
20 тыс. |
15 тыс. |
3 тыс. |
320 тыс. |
Теоретический уровень |
2 тыс. |
1500 |
|
30 тыс. |
Практический уровень |
700 |
520 |
50 |
11 тыс. |
«Живые силы» |
|
150-200 |
|
3 тыс. |
Франция и Швейцария начала 90-х, Россия – 2000 г. «Всего» – современное положение в мире. Курсивом набраны интерполированные оценки. Приблизительное количество членов «Живых сил» мы привели учитывая оценку бывших членов российского НА.
Из всех религиозных объединений сходного типа НА выгодно отличает эффективное использование коммуникационных и социальных технологий внутри организации, а также хорошо организованная работа над общественным имиджем.
Укажем основные принципы построения НА, как организации.
1) Иерархичность. Члены НА четко разделяются на несколько уровней, причем подчинение «старшим» («ученичество») является важным элементом учения НА и непременным условием перехода на следующую ступень.
2) Выборочность членов НА: кандидаты для перехода на следующий уровень выбираются вышестоящими «акропольцами». Отбор проходит в достаточно мягкой форме: подходящим — предлагают, не подходящим — нет, нежелательных кандидатов отговаривают. Как видно из количественных оценок, лишь очень немногие проходят на высшие уровни. Не прошедшие отбор обычно покидают организацию через некоторое временя: оказавшись на обочине акропольской жизни и не чувствуя к себе интереса со стороны начальства, люди находят интересы вне НА.
Критерии выбора: открытость, стремление к идеальным целям («мечта»), готовность жертвовать (временем, трудом, своим мнением) ради идеальной цели, возраст (люди пожилого возраста в НА встречаются редко), мировоззрение, совместимое с теософским, желательно отсутствие устойчивых социальных связей вне НА (семья, работа, религиозные общества).
3) Воспитание («формативная работа»). В отличие от Теософского общества воспитание является принципиальной целью НА и на декларативном, и на реальном уровне. В начале (на открытых лекциях и теоретических курсах) главная задача — отбор подходящих, поддающихся воспитанию в нужном направлении людей. Основная воспитательная работа происходит на практическом уровне, в так называемых «направлениях». После прохождения теоретического лекционного курса, длящегося обычно около полугода, перспективным слушателям предлагают посещать практическую философскую школу. Каждый выбирает «направление». По своему внешнему устройству направления (в духе трансперсональной психологии) — это кружки по интересам: танцы, фотостудии, ковка, восточные единоборства, благотворительность… Впрочем, — и из этого и не делается секрета — цель направлений не овладение каким-то навыком или ремеслом, а формирование определенным образом личности учащегося. Практическая деятельность кружков — это прежде всего способ большего вовлечения человека в организацию.
Благоприятные условия для воспитательной работы создают следующие факторы
а) небольшой размер группы – не больше 30 человек;
б) иерархичная структура группы: обычно это руководитель, его помощники — люди находящиеся в НА уже долгое время, несколько новичков, остальные участники приблизительно пропорционально представляют промежуточные уровни организационной вовлеченности;
в) принцип послушания «учителям» и некритического отношения к ним, пропагандируемый в НА, делают иерархичность неформальной и действенной;
г) мнение руководителя транслируется всей группой (в силу ее структуры и общей идеологии), приобретая тем самым силу общественного мнения.
4) Жизненная вовлеченность. Различные уровни характеризуются различной степенью жизненной вовлеченности. Если на начальном достаточно посещения еженедельных лекций, то начиная с практического уровня организация оказывается в центре жизнедеятельности акропольца и ей посвящаются все свободное время и силы.
Вообще, организационная структура НА полностью ориентирована на вовлечение человека в секту. И иерархичность, и направления, и воспитательная работа как будто имеют единственную цель — максимально полностью включить личность в НА-орбиту. Если давать определение НА в одной фразе, то это теософия плюс аппарат привлечения к ней.
Избавление от внешней по отношению к НА деятельности (загруженность на работе, в семье, других организациях) приветствуется, но не требуется. Считаются положительными явлениями (и действительно часто встречаются) внутриакропольские браки, акропольские общежития — члены НА вместе снимают квартиру, акропольские предприятия. В их числе называют компании «Атанор» — поставка оргтехники, «Алетейа» — издательство (не путать с петербуржским издательством «Алетейя»), «Хнум» — дизайн, «Альтаир-ТВ» — телерадиокомпания, объединенные в группу «Кайрос». Их связь с НА вполне очевидна, и по некоторым данным большинство сотрудников в этих предприятиях — члены НА.
5) Рационально осознанная работа с подчиненными. С самого начала взаимодействие акропольцев высших уровней с подчиненными рационально анализируется и контролируется руководством, по свидетельству бывших членов НА, в виде письменных отчетов.
Кратко перечислим факторы, обеспечивающие положительный образ НА (прежде всего российское отделение).
1) НА последовательно позиционирует себя как философское общество. Во Франции, где регистрация НА в качестве религиозной организации была бы выгодна с точки зрения уплаты налогов, руководство все же не пошло на этот шаг и оформляет налоговые отчеты обычным образом.
Таким образом, религиозная компонента на начальных уровнях явно не проявляется.
2) НА пользуется только «мягкими» способами воздействия на своих адептов. В основном это самокритика, критика со стороны общественного мнения, дозированность внимания со стороны руководства, словесные вразумления. Прямых угроз, явного психологического давления, насильственных мер в НА не применяют. Хотя по свидетельству бывших членов НА несколько человек покончили с собой после возникновения конфликта с руководством, степень вины организации не ясна.
Таким образом, даже бывшим членам НА, враждебно настроенным к организации не в чем ее аргументированно обвинить.
3) Благотворительные и экологические акции, из которых наиболее яркой была, пожалуй, очистка Эльбруса от мусора в 2001-2003 гг.
4) Яркие афиши, расклейка которых в вузах, библиотеках и других местах массового присутствия молодежи проводится вполне адресно и не слишком навязчиво.
5) НА широко представлен в сети Internet. Степень заинтересованности НА в положительном Internet-имидже иллюстрирует тот факт, что сайт бывших членов НА, посвященный критике этой организации no-acropolis.ru в начале 2005 года был закрыт. Показательна также интенсивность полемики вокруг статьи в русской Wikipedia[29].
6) Финансовая и юридическая прозрачность деятельности НА, во всяком случае в Западной Европе, где в последнее время организация находилась под подозрением и была объектом разнообразных проверок. Бразильское отделение НА даже вывесило в Internet помесячный финансовый отчет одного из своих благотворительных учреждений с указанием всех затрат и доходов.
Наиболее часто звучащее обвинение НА — в фашизме по сути не соответствует действительности. Поводами к такого рода обвинениям является наличие в НА «корпуса безопасности» в разной степени вооруженного, в зависимости от страны и времени. Кроме того НА использует символику, напоминающую фашистскую (например, форма приветствия), но по свидетельству как самих акропольцев, так и бывших членов НА этим символам придается совершенно другой смысл. Наконец, наиболее явная улика — высказывания основателя НА Х.А.Ливраги и некоторых руководителей национальных отделений действительно дают повод заподозрить их в симпатии фашизму[30], но более детальное изучение организации показывает, что к существу учения НА эти обвинения имеют лишь косвенное отношение. Об этом убедительно свидетельствует исследование CESNUR, об этом же говорят бывшие члены российского НА.
Военизированость НА также сильно преувеличена средствами массовой информации. Как о характерном случае А.Февр рассказывает[31] о фотографии Ф.Шварца (бывшего руковолителя французского отделения НА), на которой Шварц представлен отрабатывающим приемы рукопашного боя. На самом деле картинка была взята из руководства по хата-йоге и речь шла о специальных дыхательных приемах. По телевидению и в газетах фотография была представлена вне контекста. Впрочем, сам Антуан Февр не всегда до конца объективен по отношению к Новому Акрополю. В предисловии к своей статье он даже находит нужным оговориться, что его статья на самом деле не носит апологетического характера.
НА обвиняют в нелегальной торговлей археологическими находками. Основанием для этого обвинения служит тот факт, что в мае 1993 года в одном из помещений НА полицейская проверка обнаружила целую коллекцию «украденных археологических объектов», а также лабораторию по их очистке и реставрированию[32].
Действительно, известно, что у Х.А.Ливраги была значительная коллекция археологических находок, и в НА было принято дарить своему вождю ценные археологические объекты[33]. Нельзя исключить также и то, что нелегальный оборот археологических находок имеет место в НА: во всяком случае, интерес к древностям, периодически проводимые археологические выставки, наличие мастерских по реставрации, а также по производству предметов «под древность» (компания «Хнум»), международный характер организации — факторы, делающие подобную деятельность возможной. Все же торговля археологией, даже если она занимает некоторую строку в доходах НА, не является характерной чертой движения. Экономика НА, по всей видимости, во многом поддерживается акропольскими фирмами, специализация же этих фирм может быть различной и не имеет принципиального значения.
НА нередко называют «деструктивной сектой». Мы уже обсуждали рамки применимости термина «секта» в начале статьи. Здесь отметим, что НА действительно является религиозной организацией, но не в большей степени, чем Теософские общества. Обвинение в деструктивности явно лишено оснований, поскольку никаких очевидных проявлений насилия или нарушения гражданских свобод со стороны НА не известно. Разумеется, с христианской точки зрения Новый Акрополь носит деструктивный характер, как организация насаждающая ложное понимание духовной жизни. Однако с точки зрения современного правового сознания деятельность НА вполне законна.
В заключении позволим себе высказать личное мнение об общественных факторах, сделавшие деятельность НА в России возможной и эффективной.
Страна |
Количество городов с филиалами НА |
Аргентина |
6 |
Австралия |
1 |
Австрия |
6 |
Бельгия |
3 |
Боливия |
3 |
Бразилия |
17 |
Великобритания |
1 |
Венгрия |
5 |
Германия |
3 |
Греция |
7 |
Гватемала |
3 |
Гондурас |
1 |
Дания |
1 |
Доминиканская Республика |
1 |
Израиль |
6? |
Индия |
1 |
Ирландия |
1 |
Испания |
21 |
Италия |
9 |
Канада |
3 |
Колумбия |
16 |
Коста Рика |
11 |
Мексика |
12 |
Панама |
1 |
Перу |
26 |
Португалия |
4 |
Россия |
10 |
Румыния |
5 |
Сальвадор |
7 |
Словакия |
1 |
Словения |
1 |
США |
6 |
Украина |
5 |
Уругвай |
1 |
Франция |
10 |
Хорватия |
7 |
Чехия |
7 |
Чили |
18 |
Швейцария |
1 |
Эквадор |
3 |
Япония |
1 |
В Европе |
108 городов |
В Латинской Америке |
104 города |
Всего 41 страна |
223 города |
Источник: официальные национальные сайты НА.
Плата за стандартные трехмесячные курсы (12 занятий) составляла в Канаде в 1997 году 90-210$[34], во Франции 850 франков (129,58 евро) – полный тариф и 450 франков (68,60 евро) - для студентов и безработных[35]. Конференции, семинары 45 FF/36 FF, стажи: “Ateliers de l'Homme global” 830 FF/430 FF, Ваш психоэнергетический уровень 1 200 FF/960 FF, другие от 200 до 350 FF/ от 160 до 280 FF[36].
В Австрии на сегодняшний день 12 занятий стоят 75-105 евро.
"Энциклопедия «Народы и религии мира»":
«Но́вый Акро́поль, неоязыческая секта, относящаяся к движению Новый век. Основана в 1952 в Буэнос-Айресе Хорхе Анхелем Ливрагой и его женой. Вероучение секты базируется на сочинениях основателя секты «Золотая секира», «Лабиринты ляпис-лазури» и другой эзотерической литературе. Доктринальные положения Новый Акрополя синкретичны и сочетают в себе элементы теософии и ряда языческих культов (особенно древнегреческих верований). В секте почитается ряд эвгемеристических языческих богов (обожествлённых людей), однако во главе пантеона должен встать якобы грядущий «сверхчеловек», эволюция в которого объявляется основной целью каждого члена секты. Вероучение Новый Акрополя предписывает своим адептам постигать законы микрокосма и макрокосма, изучая такие оккультные дисциплины, как астрология, хиромантия, нумерология («наука» о мистическом значении чисел) и др. Большое внимание уделяется также возрождению оккультных традиций Древнего Египта и Тибета, при этом особое значение придаётся установлению связи с параллельными мирами. Сектанты также утверждают, что большинство стран, описанных в фантастических произведениях, реально существуют и авторы таких книг были визионерами (то есть людьми, способными получать откровения). Как и приверженцы большинства других групп «Нового века», адепты Новый Акрополя верят в реинкарнацию и скорое наступление на Земле так называемой эры Водолея.
На собраниях членов секты читаются и обсуждаются сочинения идеологов Новый Акрополя и иная литература.
К другим конфессиям, и особенно к христианству, секта относится враждебно и призывает к восстановлению дохристианских верований. Многие исследователи считают Новый Акрополь сектой фашистского толка.
Общины Новый Акрополя есть в большинстве стран Европы, в Аргентине, США, Израиле и других государствах. Общее число приверженцев секты превышает 50 тыс. В России насчитывается до 500 сторонников Новый Акрополя, многие из которых выдают себя за почитателей английского писателя Д. Р. Р. Толкина». (http://enc.mail.ru/article/1900021515)
«Главные принципы, на которых строится работа школы, а их три, заложены еще в древнеиндийских писаниях, которые нашла Елена Петровна Блаватская. Я считаю себя ее учеником. Первый принцип - создать ядра мирового братства, невзирая на различия пола, касты, социального положения. Потом - помогать человеку в развитии целостного видения мира через сравнительное изучение религии, науки, философии. И, наконец, третий - попытаться познать самого себя и те связи, которые имеет человек с космосом, и осознать свой собственный потенциал, чтобы пробудить в себе внутренние способности».
(Х.А.Ливрага в интервью. Газета "Вечерняя Москва" № 193, пятница 27 сентября 1991 года)
«Если говорить именно об обучении, не касаясь других граней работы "НА" (хотя их временами очень трудно отделить друг от друга, но раз вопрос поставлен так, то и отвечу так), мне обучение дало ответы на многие внутренние вопросы, не просто волновавшие, а мучившие еще очень задолго до «НА». Ответы, которых не дала ни христианская религия, ни различные кружки, тусовки, школы, семинары, секты (не побоюсь этого слова ). Все они давали лишь маленькие части ответов, «Новый Акрополь» же позволил совместить их все, причем вполне органично, без существенных противоречий. Вопросы были такого плана – почему мир устроен так, не очень, казалось бы, справедливо? Как стать самим собой? В чем смысл моей жизни? А главное – что со всем этим делать?
А если говорить о «НА» как о целостной системе обучения – то для меня он стал первым реальным местом, где действительны (что бы кто ни говорил и какие изъяны не находил бы) те законы и модели поведения, о которых большинство людей имеют представление только по книгам и фильмам (хорошо, если вообще имеют...). Местом, где люди пытаются стать лучше (самыми разными способами), и при этом на них не смотрят как на crazy(как бы это помягше сказать).
Что меня с ходу привлекло и продолжает открываться чем дальше, тем больше – это эклектичность (иначе говоря, многогранность) «Нового Акрополя». Здесь есть место всем добрым и созидательным идеям и формам человеческой деятельности, которые только можно встретить в нашей жизни и которые отлично увязываются в единое целое. А для меня ощущение целостности – одно из важнейших для душевного комфорта». (Вт 28 Дек, 2004 2:31 http://forum.newacropol.ru/viewtopic.php?p=3318#3318)
[1] no-acropol.info
[2] M. Introvigne. Le fantôme de la liberté. Les controverses sur les "sectes" et les nouveaux mouvements religieux en
[3] См., например, А. Кураев, Уроки сектоведения.
[4] Р. А. Силантьев. Энциклопедия «Народы и религии мира», М.: Большая Российская энциклопедия, 1998.
[5] A. Faivre “Nouvelle Acropole en
[6] Там же, стр. 239-240.
[7] Там же, стр. 241.
[8] Е. П. Блаватская «Ключ к теософии». См., например, http://www.theosociety.org/pasadena/key/key-3.htm
[10] А также на русском на сайте украинского отделения http://www.newacropolis.org.ua/ru/org-2.htm
[11] En 1956, il fonda la revue "Etudes Théosophiques" destinée à faire connaître les oeuvres de H.P. Blavatsky aux jeunes universitaires, en les comparant avec les nouvelles découvertes scientifiques du XXe siècle. L’année suivante, sur les indications de Sri Ram, théosophe réputé, il entreprit et développa ce travail à travers la création de "Nouvelle Acropole"…
In 1956 he founded the magazine “Estudios Teosóficos” (Theosophical Studies), which was intended to make the works of H.P. Blavatsky more widely known among university students, by comparing them with the new scientific discoveries of the 20th century. In the following year, on the instructions of the renowned theosophist Sri Ram, he took this work a step further by creating “New Acropolis”…
[12] "Вечерняя Москва" № 193, 27.09.1991.
[13] http://www.kelebekler.com/cesnur/txt/theosophy.htm, http://www.theosophy.com/theos-talk/199802/tt00311.html
[14] http://www.newacropolis.org.ua/ru/org-5.htm
[15] http://www.neue-akropolis.de/index.php?option=com_content&task=view&id=5&Itemid=28 последнее обновление страницы 17.01.2006.
[16] Martin Dietzsch, Anton Maegerle. Politisierende Psycho-Sekten von Rechts. http://www.diss-duisburg.de/Internetbibliothek/Artikel/Politisierende_Psycho-Sekten.htm
[17] Nouvelle Acropole - la secte aux deux visages. “Affranchi”, no. 10, 1995. http://direct.perso.ch/aff1004.html
[18] M. Introvigne. Defectors, Ordinary Leavetakers and Apostates: A Quantitative Study of Former Members of New Acropolis in
[19] A. Faivre “Nouvelle Acropole en
[20] Отчет о работе комиссии. 28 апреля 1997 года. №313 - 95 / 96, http://www.lachambre.be/FLWB/pdf/49/0313/49K0313007.pdf
[21] Доклад №1687 Национальной ассамблеи http://www.assemblee-nationale.fr/dossiers/sectes/sommaire.asp
[22] J. Vernette. Dictionnaire des groupes religieux aujourd’hui. Religions, églises, sectes, nouveaux mouvements religieux, mouvements spiritualistes. Второе издание. Январь 1996, Presses Universitaires de France; http://www.religion.qc.ca/Fiches/fiche074.htm
[23] № 2468 http://www.assemblee-nationale.fr/rap-enq/r2468.asp, декабрь 1995
[24] «Зачем нужна работа в Школе?» Арго. Информационный бюллетень. № 13-14. Ноябрь 1999. С. 12-13.
[25] http://no-acropol.info/spravka.htm
[26] Мы принимаем 1 BEF = 0,1705 FF.
[27] Словарь современных религиозных групп.
[28] http://forum.newacropol.ru/viewtopic.php?p=3053#3053
[29] http://ru.wikipedia.org/wiki/Обсуждение:Новый_Акрополь
[30] См., например, отчет бельгийской парламентской комиссии.
[31] См. цит. выше работу.
[32] Nouvelle Acropole - la secte aux deux visages. “Affranchi”, no. 10, 1995.
[33] Miguel Martinez Story of an Emperor: Jorge Angel Livraga Rizzi Founder of New Acropolis http://www.kelebekler.com/cesnur/txt/liv-gb.htm
[34] V. Vallet “Nouvelle acropole et… vieux demons”. Le Quartier Libre, vol. 4, no. 14 http://www.ql.umontreal.ca/archives/ql4n14so.html
[35] Данные не позже 2000 года, вероятная датировка – середина 90-х – к этому периоду относится вся приводимая в источнике библиография - Conférence de l'organisme «Détresses et Ingérences», 2004?, http://v.i.v.free.fr/msd/nouvelle-acropole.html
[36] «Les sectes état d'urgence», par le centre Roger Ikor.
на главную | статьи за 1990-2000 | статьи за 2001 | статьи за 2002 | статьи за 2003 | 2004 | 2005 | статьи за 2006 | на иностранных языках