"НОВЫЙ АКРОПОЛЬ": ИДЕЯ СТАРА КАК МИР

Григорий Валкин. "Новый Акрополь": идея стара как мир. // Нижегородские епархиальные ведомости (Нижний Новгород).- 15.12.2007.- 023

Сегодня, когда к мнению духовенства прислушиваются просвещенная общественность, наука и даже правительство, кажется совершенно невообразимым тот факт, что где-то под Пензой несколько десятков человек из каких-то апокалиптических страхов ушли под землю. Но чем эта новость невероятнее того, что во многих городах страны, победившей фашизм, не исключая и Нижний Новгород, существует и даже процветает некая школа "Новый Акрополь" ("НА"), адепты которой исповедуют теософские идеи, близкие постулатам нацизма? По мнению известного российского сектоведа Александра Дворкина, и пензенская история, и возникновение фашиствующей "школы", и другие подобные этим духовно-нравственные аномалии суть явления одного рода - сектантство. К сожалению, это уродливое порождение религиозного невежества стало характерной чертой постсоветской эпохи.

Покорение пространства

Отец-основатель школы "НА" аргентинец Хорхе Анхель Ливрага, еще в молодости, обучаясь на врача в Буэнос-Айресском университете, увлекся поэзией и мистикой, а также историей и философией. Результатом неустанных занятий самоучки стало издание им студенческого журнала "Теософские исследования". В 1957 г. Хорхе знакомится с гастролирующим по всему миру известным индуистским учителем Шри Рамой, при поддержке которого и организует ассоциацию "Новый Акрополь". По заявлению самого Ливраги, эта "философская школа" призвана сформировать у человека целостное видение мира посредством сравнительного изучения философских систем, наук, религий и искусств, а также должна способствовать объединению всех людей на основе идеала всеобщего братства и гармонии с природой. Главной формой деятельности "НА" становится проведение платных лекций, а основными их посетителями - студенты и аспиранты разнообразнейших вузов. В начале 70-х годов "НА" становится общественно значимой организацией в Аргентине. Проект постепенно приобретает международные масштабы: открываются отделения в Мексике, Перу, Чили, Венесуэле, Уругвае. На этом "покорение пространства" не остановилось, и сейчас ассоциация действует почти в 60 странах Европы, Америки и Азии. В Россию ассоциация проникла в 1986 г. Царившая у нас в то время политическая, экономическая и духовная смута оказалась настолько благоприятной для акропольцев, что сегодня российское отделение "НА" является одним из самых больших в мире. Его филиалы есть в Санкт-Петербурге, Великом Новгороде, Твери, Калининграде, Самаре, Смоленске, Нижнем Новгороде.

Культовое знание

Почему "философской школе" Ливраги удается быть привлекательной для многих людей и даже правительств государств? Ответ кроется в самой сути организации, ее учении, работе со своими членами и общественностью. Вся вторая половина прошлого века и начало нынешнего проходит под знаком "Нью Эйдж"- повального увлечения оккультными учениями древности. Благодаря этому мощному "языческому ренессансу" лекции "НА", наполненные мистикой и теософией, по культуре Египта, Греции, Вавилона, Индии, Китая и Тибета просто не могут не находить спроса. Тем более что они отличаются высоким уровнем наукообразности и подкрепляются демонстрацией разнообразных культурных артефактов. Человека, попавшего на первую лекцию, не пугают проповедью какого-то определенного учения, напротив, его сразу заверяют, что организация "НА" ни одну систему взглядов не считает истинной и просто стремится познакомить слушателей со всем разнообразием существующих мировоззрений. Но, по замечанию исследователя "философской школы" Ксении Кирилловой, это является заведомой ложью, так как в "Акрополе" налицо "некое "культовое знание", то есть универсальный метод, при помощи которого адепты могут достичь счастья". Таким "знанием" выступает учение Ливраги, лежащее в основе всех акропольских лекций. Преимущественно это труды "Золотая секира" и "Лабиринты ляпис-лазури", входящие в сборник под названием "Учебник руководителя".

Кроме официальных лекций в "НА" существует тайное учение, доступное только "посвященным". Если на вводном курсе человека просто "развивают", усиливая его интерес к языческой мифологии, обрядам и ритуалам, то на дальнейших занятиях серьезно искажаются, а в итоге полностью извращаются его традиционные религиозные и нравственные ценности. Доказавшим свою преданность "школе" обещается постижение законов микрокосма и макрокосма путем изучения оккультных наук: астрологии, нумерологии, хиромантии. Под руководством учителей адепты пытаются установить связь с параллельными мирами и познать свои прошлые реинкарнации.

Адептам "НА" также внушается типично нью-эйджеровская вера в скорое наступление на Земле "эры Водолея", когда в мире воцарится новая, высшая раса людей. В связи с этим секта и ставит себе главной задачей подготовить ее приход, создать сверхчеловека, представителя этой "шестой" расы (термин из багажа мадам Блаватской), что, по сути, является обоснованием расовой дискриминации и идеологии- превосходства. Отношение к современным людям и даже к тем, кто попал в ученики "философской школы", достаточно четко определяет следующее высказывание Ливраги: "Я хочу, чтобы мои национальные командующие понимали, что они не руководят "избранной расой", потому что избранной расы еще не существует. Они руководят лишь несколькими семенами шестой расы среди огромной массы дерьма... Но дерьмо - это удобрение, и семена нуждаются в нем". (Мигель Мартинес. История императора. Хорхе Анхель Ливрага Рицци, основатель Нового Акрополя, и его империя. Miguel Martinez, "Religioni e sette nel mondo", Sept. 1997).

Следует учесть, что "НА" чужды германский национализм и антисемитизм, но в то же время антикоммунистические взгляды и элементы расизма, присущие им, сближают "Акрополь" с большинством неофашистских движений. С последними организацию роднит и наличие внутренней строгой иерархии в армейском духе. Акропольцы делятся на три "логоса , два из которых состоят из мужчин и один из женщин: корпус безопасности, трудовые бригады и женские бригады. Кстати, форма корпуса безопасности - черная рубашка, черные брюки, черный галстук, черные ботинки. На левую руку надевается красная повязка с черной эмблемой CS. Все еще помнят картинки в учебнике истории, поэтому эту символику можно оставить без комментариев. Претендуя на создание человека новой расы, которому суждено овладеть и править миром, руководство "НА" уже придумало флаг, герб и гимн будущей супердержавы. Так сказать, про запас.

Методики управления

Одним из наиболее важных моментов, которые учитываются при отнесении той или иной организации к тоталитарным сектам, является вопрос о применении каких-либо методик контроля сознания. В деятельности "Нового Акрополя" такими авторитетными сектоведами, как Александр Дворкин и Евгений Волков, найден целый ряд фактов этого рода. Прежде всего, в работе инструкторов "НА" с учениками наблюдается тщательно отработанная методика управления эмоциями. Используя многочисленные приемы, от банальной "бомбардировки любовью" до сложных манипулятивных техник, каждый инструктор просто из кожи вон лезет, чтобы слушатели влюбились в него, нуждались в нем и не представляли себе жизни без него. Особое внимание в "философской школе" уделяется и контролю мышления. Это выражается в специальном построении лекций, когда в разных, зачастую противоречивых философских концепциях искусственно выявляются общие черты, призванные подвести слушателя к мысли о том, что все эти концепции говорят об одном и том же, а именно об учении Хорхе Ливраги. Таким образом, слушателям навязывается вывод, который не является результатом их собственных размышлений и анализа.

К видам контроля сознания относится также контроль поведения, то есть система определенных обязанностей и запретов, призванных максимально строго регламентировать всю жизнь адепта и полностью занять его время, не оставляя возможности для критического осмысления происходящего. Так называемое "критиканство" стоит на первом месте в списке качеств, недопустимых с точки зрения "кодекса чести акропольца". Критика априори считается проявлением личных амбиций и признаком того, что человек является "плохим учеником". Помимо перечисленного следует отметить и широко применяемую в "Акрополе" практику индуцирования фобий, то есть внушение иррациональных страхов: чувства вины и боязни выхода из организации. Ученики "школы" планомерно подводятся к мысли, что единственно возможный путь эволюции человечества (дхарма) проходит через "НА", а потому отказ от членства означает и отказ от своего предназначения. Поэтому, даже приняв решение об уходе из "Нового Акрополя", человек, как правило, не может полностью избавиться от мысли, что он предает "идеал" и людей, которые ему доверили "тайное знание".

Коммерческая подоплека

Учение каждой из современных сект представляет синкретическую религиозную доктрину, которая в конце концов убивает всякую духовность. Разумеется, лидеров сект атрофирование духовной жизни паствы не слишком беспокоит, ведь главная подоплека подобных организаций - бизнес, вытягивание денег. Но существуют секты, в которых даже нет собственно религиозного учения. В них есть лишь культ благополучия, избранности и громкие, навязчивые обещания успеха, который принесет вступление в "элитные" ряды. Такие организации религоведы называют коммерческими сектами, основываясь на том, что методы их деятельности и контролирования сознания совершенно сектантские. К их числу Александр Дворкин относит и "Новый Акрополь", правда, оговариваясь, что внушаемая здесь идеология превосходства приобрела черты религии.

Эта вера членов "школы" в свою исключительность является главным источником прибыли для "НА". Ничего не получая взамен, кроме ложных, одиозных идей, каждый ученик "Акрополя" ежегодно выкладывает из своего кармана круглую сумму не только за лекции, но и на проведение всевозможных вечеров, встреч, банкетов. Более того, среди акропольцев приветствуется бесплатная работа на "школу" и регулярные пожертвования в ее казну.

Поражает, что "НА", как, может быть, ни одна другая подобного рода организация, умеет добиться прочной поддержки в госструктурах и финансовых кругах. Не стала исключением и РФ. На российском сайте "НА" опубликован целый список различных учреждений, с которыми ведется сотрудничество. Здесь и комитеты образования, и банки, и предприятия. Исследователи деятельности "НА" замечают, что в последнее время эта организация не только много зарабатывает, но и много тратит, в основном на приобретение положительного имиджа. Озаботившись экологией или сохранением очередного исторического памятника, организовав бесплатный курс лепки для детей-инвалидов или какую-нибудь другую столь же полезную акцию, "НА" приобретает в глазах широкой общественности и правительства положительную репутацию. Схема работает замечательно: "мы вам помогаем - мы - хорошие".

И действительно, прочитав очередное сообщение о том, что "Новый Акрополь" провел "экологическую акцию по вывозу мусора на свалку", человек с недоумением и раздражением отмахнется от любой информации, которая раскрывает неприглядные закулисные тайны "Акрополя".

Самая большая ошибка

Самая большая ошибка в представлениях людей о сектах - это уверенность в том, что это никогда не может их коснуться, что в секты попадают только ущербные и обделенные. На самом деле все обстоит ровно наоборот: подобные организации охотятся за здоровыми, уравновешенными, энергичными, благополучными людьми. Другое дело, что, пробыв некоторое время в секте, человек теряет и то, и другое, и третье, и четвертое... А способов и возможностей обмануть любого неподготовленного человека существует более чем достаточно. Как раз это и демонстрирует нам организация "Новый Акрополь", где под благопристойным видом философско-исторических лекций возрождается "старая" идея фашистского государства.

О своем печальном опыте рассказывает бывшая ученица "НА" Ирина:

— Мое знакомство с "философской школой" произошло пять лет назад, когда я училась на втором курсе одного из нижегородских вузов. По своему характеру я человек замкнутый, стеснительный, книжный, но, как и все подростки, я сильно нуждалась в общении, причем в общении с людьми начитанными и творческими. Все это и пообещала мне одна из однокурсниц, пригласив меня посетить платную лекцию "НА".

В здании на улице Пискунова в теплой, дружеской атмосфере собиралась интересная молодежь, которой представительные лекторы сообщали "уникальные знания" о культуре Древнего Востока, забытых богах и мистической связи прошлого с современностью. Уже на первой встрече ко мне подошли симпатичные активисты и рассказали о том, что "НА" предлагает людям не только лекции, но и участие в увлекательной жизни "школы": чаепития, балы, выезды на природу и т. п. Уставшая от одиночества, я с радостью приняла их приглашение и заплатила за следующую лекцию, а вскоре и за весь полугодовой курс вперед. Это было роковой ошибкой. "Новый Акрополь" медленно, но верно вытеснил все остальные интересы в моей жизни. Я почти забросила учебу, большую часть времени проводила в стенах "школы" и на нее же тратила все свои деньги. Чтобы заслужить одобрение руководства, я взялась даже за тяжелую работу посудомойки и уборщицы на акропольских вечеринках, которую, разумеется, мне никто не оплачивал. А наградой за все это были только посулы "тайного знания" и тешившая гордыню мысль, что принадлежу к "избранному" кругу. Не знаю, чем бы закончилось мое участие в "Новом Акрополе", если бы в происходящее не вмешались мои родители, обеспокоенные тем, что дочь дважды не приехала к ним на каникулы в Краснодар. Благодаря решительным действиям папы и мамы я взяла в университете академический отпуск и покинула на время Нижний Новгород. Это подействовало на меня отрезвляюще, но главное - образовавшуюся было пустоту в моей жизни заполнила Православная Церковь. Сегодня я продолжаю жить в Нижнем, у меня есть замечательные муж и дети, достойная работа, и, оглядываясь назад, я понимаю, что избежала страшной опасности - постепенного стирания своей личности и превращения в раба.

О существовании организации "Новый Акрополь" я узнал несколько лет назад, когда профессор НГЛУ Владимир Строгецкий сообщил мне о появлении в стенах университета пригласительных листовок на собрания пресловутой "философской школы". После моей докладной записки в Нижегородское епархиальное управление со студентами вуза была проведена разъяснительная работа, которую возглавил кандидат богословия, сектовед Роман Конь. Насколько успешна была эта акция, судить трудно, так как попытка вызвать "акропольцев" на диалог не удалась. В типично сектантском духе руководители и ученики "школы" всячески избегают прямого контакта, держат себя скрытно и таинственно. Беда в том, что такая модель поведения зачастую привлекает неопытную молодежь, которой льстит приглашение в ряды "избранных". Тем более что современному человеку, настроенному гедонистически, свойственно мнить себя достойным всевозможных благ, и совсем не важно, откуда они исходят. Душевное и физическое здоровье, радостная и успешная жизнь, которые обещают секты или иные сомнительные организации, сегодня легко прельщают людей. Нежелание разобраться в существе дела и суждение о нем по щедрой на краски рекламе в итоге оборачиваются ловушкой, цепким капканом.

СЕКТЫ: КАК НЕ ПОТЕРЯТЬ БЛИЗКОГО

Ирина Саттарова. Секты: как не потерять близкого. // «Каскад-Подробности» (Калининград).– 31.07-6.08 2007.– 030

(c) «Каскад-Подробности», Ирина Саттарова. Секты: как не потерять близкого. 2007 Жить коммуной, прыгнуть с трёхметровой стены? На это по доброй воле идут те, кому кажется, что принадлежность к некоей организации решит их проблемы.

В силу того, что называется модным словом «менталитет», русскому человеку как-то нельзя без идеи. Ругая последними словами систему, где образ мышления спускался сверху, народ на "промывку мозгов" начал ходить строем и добровольно. В памяти не стерлись шатания 90-х, когда секты и политические организации различного толка плодились как грибы после дождя. Каждый, кто не сумел устроить свою жизнь "в миру", отдавался во власть всезнающих псевдобожков. Скандальные разоблачения, казалось бы, отрезвили многих охотников до поиска истины. Но не всех. Некоторые до сих пор предпочитают пойти по легкому пути – снискать уважение друзей, понимание и поддержку в организациях, где работают исключительно добрые люди. Не обязательно в секте. Что вы, верить у нас даже как-то не модно. То ли дело поучиться! А тут как раз и философско-культурно-просветительская организация подворачивается.

Так, в Калининграде вот уже около 10 лет функционирует подобная организация. Назовем ее условно "Старый Акрополь" (название изменено во избежание возможных судебных притязаний – прим. ред.) Определить, что это такое, затрудняюсь не только я. Сколько источников – столько и мнений. Так энциклопедия "Народы и религии мира" говорит о вышеупомянутой структуре как о неоязыческой секте. "Википедия" (популярная интернет-энциклопедия) говорит о структуре осторожно, называя ее международной некоммерческой структурой. Сами акропольцы считают свою организацию философской и культурной.

Здесь, все как в Гарварде, – символика, форма. А еще как в НСДАП (национал-социалистическая немецкая рабочая партия) – досье на посещающих школу. Прежде чем пополнить стройные ряды почитателей основателя организации, придется заполнить подробнейшую анкету и пройти небольшую проверку на прочность в виде пары-тройки бесед с местными руководителями.

Сейчас "Акрополь" на мели – новые люди приходят, но помаленьку. Желающие записаться, как на базаре, – пробуют бесплатно. А потом символическая плата (150 рублей для студентов и пенсионеров, 100 – для школьников, 200 – для всех остальных) и ходи – не хочу. Надо отметить, хоть СА часто переезжает, но помещения у них всегда качественные. Откуда у организации деньги на аренду, выпуск буклетов, организованные выезды в лагеря? Конечно, рядовые сторонники оказывают безвозмездные услуги, как-то: подметание, уборка и присмотр за детьми. Но, согласитесь, на эти гроши долго не протянешь. Из известных доходов организации – спонсорская помощь от нескольких коммерческих предприятий, которыми рулит верхушка "школы" и членские взносы последователей СА. О размере последних скромно умалчивается.

Ю. А. отец одного из весьма преуспевающих калининградцев, попавших в секту, вспоминает:
— И сын, и невестка зарабатывали достаточно. Но денег в их доме никогда не водилось. Теперь, когда невестка осталась с детьми, она даже не в состоянии снимать отдельную квартиру. Сколько раз я ни приходил к внукам, там всегда ютилась еще одна семья с детьми. А однажды я обнаружил, что за моими внучатами приглядывала девушка лет 13. Было поздно и девчушке самой досмотр нужен был, а она с моими нянчилась. Детей в "Старом Акрополе" много. Существует множество программ в акропольском духе, которые воспитывают "правильное поколение". Идеологическое покрытие охватывает и 3-летних, и пенсионеров. Один из проектов организации – школа художественного развития. В полутемной комнате дети рисуют, сидя на полу. Релаксирующая музыка и горящие свечи. "Старшие" ходят босиком и помогают малышам. В интимной обстановке, располагающей не только к художествам. Главное – почувствовать себя группой. Последователи СА стремятся организовать свой тесный мирок и по возможности ограничить контакты с внешним миром. Если только это не потенциальные члены организации.

Сплачивающие мероприятия – отдельная тема. Они нужны для того, чтобы проникнуться безграничным доверием друг к другу. Последователи учатся доверять и во время недельных летних лагерей, и без "отрыва от производства" – на лекциях. Так, Лилия А., мама одной из девушек, посещавших организацию, с ужасом в глазах рассказывала:
— Дочь взахлеб говорила о "новой игре", которую придумали для них учителя. "Нужно встать на спинку стула и перевернуться, а твоя группа обязана тебя поймать. И боязно, и весело. Когда встаешь ногами на спинку стула, то становится страшно, а потом так радостно оттого, что тебя таки поймали", – делилась своими эмоциями моя дочурка. А я сидела и думала, что бы было, если бы группа (такие же 13-14-летние мальчишки и девчонки) не поймала бы.

Мария, прошедшая не один год лекций, тоже с восторгом рассказывала о "доброте" своих коллег по организации:
— Нам нужно было пройти испытание: перебраться через 3-метровую стену. Юноши подсаживали нас, мы взбирались на стену. Потом они самостоятельно влезали. Когда я оказалась наверху, мой друг был уже с другой стороны преграды и предложил мне руку, чтобы легче было спрыгивать. Я сказала, что прыгну сама. Но упала и подвернула ногу. Он потом долго обижался, что я отказалась от его помощи.

Как видно из историй, цель этих мероприятий – доказать юным акропольцам, что «без друзей тебя чуть-чуть», а с друзьями, да ни какими-нибудь, а с членами организации, тебя, ой, как много. После каждого такого лагеря родители-неакропольцы замечают, что дети становятся отчужденными, глубоко уходят в себя.

Организация четко структурирована. Есть ученики. Для того чтобы зарекомендовать себя прилежным учеником, достаточно стабильно посещать лекции, работать на них, интересоваться жизнью общины. В этой стадии человек может пребывать от полугода до нескольких лет. Когда руководство почувствует, что сторонник "созрел", он становится кандидатом в "Живые Силы" (ЖС) – следующая иерархическая ступень, или "ядро". Практически каждое эмоциональное движение, поступок кандидата отслеживается. Необходимо понять, достоин ли тот или иной человек стать членом ЖС. Перед посвящением будущему жээснику необходимо выполнить ряд заданий, которые потребуют немало времени и самоотверженности. Войдя в состав ЖС, о личной жизни, по крайней мере, вне "Акрополя" придется забыть. Ведь теперь нужно не только работать на благо СА, но и вести дневник, учиться, заниматься схоластикой, наставлять младших товарищей. При этом на уровне ЖС уже идет полный отход от личного – нет моего, нет материального, нет личных интересов, устремлений, амбиций. Всё, что мне нужно, знают мои старшие товарищи.

Игорь Гуров, начальник отдела по религиозным организациям и обшественно-культурным объединениям министерства культуры Калининградской области, отметил:
— Именно в тот момент, когда происходит переход от простого слушателя к активисту, человек окончательно отдаляется от некогда близкого окружения. Если допустить глубокое проникновение близких в структуру, не всегда можно вернуть их назад. Особая боль в таких случаях – дети.
Уход от действительности, от реального мира – вот самое страшное, что происходит с желающими найти себя в обществе всепоглощающей любви. Становятся не интересны близкие, на задний план отходят амбиции – в общем, выхолащивается все, что составляет основу человеческой личности. По сути, остается только один авторитет – наставник, имеющий возможность легко использовать значительную группу людей для достижения сомнительных целей.

(c) «Каскад-Подробности», Ирина Саттарова. Секты: как не потерять близкого. 2007, Признаки секты

Мнение

ОТЕЦ АЛЕКСАНДР (церковь Андрея Первозванного):
— Да, русская православная церковь выступает против определенных религиозных организаций и объединений. Многие ошибочно полагают, что для РПЦ борьба с сектантством – способ устранения конкурентов. На самом деле, понятие секта очень широкое. Определение варьируется от "религиозные убеждения, отличные от господствующих в той или иной местности" до "жизнеотрицающие общества, создающие негативные мироощущения", В первом случае под определение секты попадают все религиозные организации и объединения, кроме Православной церкви. Нет, конечно, такой борьбы нет и в помине. Мы сотрудничаем с представителями традиционных религий. Но то, что называется "тоталитарной сектой", конечно же, не может быть одобрено церковью. Тоталитарная секта – организация, деятельность которой направлена на принесение разного рода выгоды своему организатору. Существует несколько признаков, по которым вы сможете определить, что попали именно в такую секту. Первое: если при вступлении в организацию вас обманывают по поводу ваших дальнейших обязанностей, денежных взносов, уровнем контроля над личной жизнью (так и происходило в вышеописанной организации – прим. авт.). Второе – наличие контроля над сознанием. Обычно используется четырехуровневая форма контроля: эмоции – сознание – поведение – мышление. Такая тотальная власть над человеком достигается благодаря тому, что в секте человеку постоянно демонстрируют его исключительную важность, уникальность и любовь сектантов к нему, новоприбывшему в их ряды. Происходит быстрая социальная адаптация человека внутри религиозной группы, но в это же самое время личность разучивается жить в обычном обществе. К тому же внутри группы верующих постоянно поддерживается страх, что окружающие, сами того не зная, находятся на службе у дьявола (или тех, кто идейно противостоит церкви – прим. авт.). В моей практике были случаи, когда последователи тоталитарной секты доводили до самоубийства неверующего домочадца.

«ПРОСТАЯ» ПОМОЩЬ ДЕТЯМ

Ксения Кириллова. «Простая» помощь детям. // На смену! (Екатеринбург).– 05.06.2007.– 060  [S]

Желающих ставить жестокие эксперименты над умами детей становится все больше

«Мы всего лишь помогаем детям» — именно под таким лозунгом известный авантюрист Остап Бендер собирал взносы с членов созданной им фиктивной контрреволюционной организации «Союз меча и орала». Прошло много лет, а ставшая крылатой фраза вымышленного мошенника и поныне актуальна. Помогать обездоленным детям вызываются многие. Тем не менее социальные учреждения неохотно распахивают свои двери перед представителями тех или иных организаций.

Последний скандал на данной почве произошел нынешней зимой и связан был с набирающей популярность организацией «Новый Акрополь». В ноябре организация, позиционирующая себя как культурно-просветительская, намеревалась провести «культурно-развлекательное» занятие по Древней Руси с воспитанниками детских домов № 3 и № 153 Екатеринбурга. Однако детский дом № 3 «Акрополю» отказал почти сразу же. Администрация второго детдома запретила представителям организации посещать вверенных ему детей после первого же визита «акропольцев».

Пытаясь разобраться в сути проблемы, корреспонденты нашли ряд занимательных документов. К примеру, в Итоговом документе Международной научно-практической конференции «Тоталитарные секты — угроза XXI века», проходившей в Нижнем Новгороде в 2001 году, внешне безобидный «Акрополь» был классифицирован как тоталитарная секта (деструктивный культ). В «Новом Акрополе» существует тайное учение, доступное только «посвященным», которые вербуются как раз из слушателей и участников «культурологических» занятий. Основная задача организации — создание сверхчеловека, представителя новой «шестой расы». Кроме того, «Новый Акрополь» имеет в своей структуре засекреченный «корпус безопасности» с особыми тайными ритуалами. Эти сведения об организации «благотворители», естественно, скрывают от руководства детских учреждений.

Увы, «Новый Акрополь» — далеко не единственная организация, занимающаяся корыстной «благотворительностью». Недавно Министерство социальной защиты населения Свердловской области предоставило фонду социально-реабилитационных центров «Дорога к жизни» разрешение посещать ряд учреждений социального обслуживания, в том числе: социальный приют для детей Нижнесергинского района, социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Родничок» Ачитского района, Центр социальной помощи семье и детям города Арамили и другие реабилитационные центры области. Разрешение было выдано после письменного обращения директора фонда Олега Мальцева.

На официальном сайте фонда «Дорога к жизни» предлагается способ реабилитации бывших алкоголиков и наркоманов «посредством духовного развития личности (душевная и духовная реабилитация) и трудотерапии». «Мы концентрируемся на восстановлении личности, опираясь на основы Евангелия», — утверждается на сайте. При этом ресурс ни словом не упоминает о том, что «Дорога к жизни» является фронтовой организацией Церкви Христиан Веры Евангельской «Новая жизнь», относящейся к неопятидесятническому движению «Теология процветания». Сектоведением образования данного религиозного движения определяются как деструктивные культы псевдоевангельского характера, использующие психометодики, эриксоновский гипноз и трансонаводящие практики, пагубно сказывающиеся на психологическом здоровье адептов. Очевидно, что так называемая реабилитация здесь направлена на то, чтобы заменить у людей зависимость от наркотиков на зависимость другого рода — от организации «Новая жизнь».

СЕКТЫ ЛЕЗУТ ЧЕРЕЗ «ФОРТОЧКУ»

Ксения Кириллова. Секты лезут через «форточку». // На смену! (Екатеринбург).– 29.03.2007.– 033  [S]

Продолжает прослеживаться тревожная тенденция мимикрии тоталитарных сект под культурно-просветительские, образовательные, гуманитарные и иные организации. Особенно это характерно для оккультных сект, относящихся к движению «Новой Эры» (Нью Эйдж). В частности, секта «Новый Акрополь» уже давно с упорством, достойным лучшего применения, старается завоевать себе положительный имидж в обществе путем псевдоблаготворительных и псевдообразовательных акций, с которыми стремится проникнуть в детдома и университеты города. Проникновение в университеты для «Акрополя» особо предпочтительно, ведь именно из студенческой молодежной среды секта и вербует большинство адептов.

На этот раз очередной мишенью сектантов стала Уральская архитектурная академия. Рассказав руководству вуза о своих «благих целях» по просвещению и окультуриванию масс, лидеры «Нового Акрополя» в Екатеринбурге начали с того, что стали распространять в стенах академии свою газету «Новая форточка». Данная акция не встретила препятствий со стороны ректората, так как выглядела более чем невинно. Осмелев, сектанты принялись за дело активнее и стали прямо в учебных корпусах развешивать листовки, приглашающие в так называемую «Классическую философскую школу» (это «внешнее» подразделение секты, слушатели которого постепенно втягиваются во внутреннее засекреченное ядро «Нового Акрополя» под названием «Живые силы»). Тут-то руководство вуза забило тревогу и обратилось в Миссионерский отдел епархии с просьбой предоставить информацию о подлинном учении и практической деятельности данной организации. После получения исчерпывающей аналитической информации о «Новом Акрополе» ректорат запретил секте осуществлять вербовку студентов, а газета «Новая форточка» была изъята из библиотеки академии.

Администрациям всех учебных и социальных учреждений города надо бы внимательнее относиться к организациям, предлагающим сотрудничество, и в случае сомнений запрашивать о них объективную информацию в Миссионерском отделе епархии.

УВИДЕТЬ ЖИЗНЬ… И УМЕРЕТЬ?

Антон Каптелов. Увидеть жизнь… и умереть? // На смену! (Екатеринбург).– 15.03.2007.– 027  [S]

Деструктивных культов разного характера и масштабов становится все больше

- У нас серьезный вопрос! – две фигуры вышли из тьмы.
На задворках Екатеринбурга в это время суток подобное обращение заканчивается обычно лихим наскоком и лишением человека, к которому обращен «серьезный» вопрос, бумажника и часов. Но не в этот раз.
Темные фигуры извлекли откуда-то цветастую брошюрку:
- Вот, ознакомьтесь. Это очень важно!
«Очень важным» оказалось предсказание очередного Апокалипсиса, истерика по поводу повсеместного падения нравов и утверждение, что как только число иеговистов увеличится до нужного объема, так на Земле сразу наступит рай. Ну, нет, конечно, не для всех. Тому, кто в «Свидетели Иеговы» вступать не захотел, будет очень даже нелегко. Так ведь их не жалко?..

Орудие вербовки - обман

Об опасности разгула «альтернативных религий», о том, как понять, где секта, а где – невинный «кружок по интересам», о том, как сложно бывает вырвать человека из сектантского движения, мы беседуем с ведущим (несмотря на молодой возраст) специалистом-сектоведом Ксенией Кирилловой.
— Не могли бы Вы объяснить, что понимается под словом «секта»?
— Вообще секты принято подразделять на исторические и тоталитарные. В религиоведческом смысле обычная исторически сложившаяся секта – например, баптисты, – опасности для общества не представляет. В данном случае это просто отколовшаяся от протестантизма ветвь. В отличие от них, тоталитарные секты несут опасность на четырех уровнях. На уровне личности, так как разрушают психику изнутри, оказывают деструктивное воздействие на человека. На уровне семьи, так как секты в первую очередь разрушают семьи. На уровне государства, потому что секта сама по себе представляет некое государство в государстве, живущее по своим законам и часто не просто обособленно, но враждебно настроенное к существующей системе. И на уровне общества, поскольку, черпая ресурсы из общества – как материальные, так и людские – не предлагают никакого культурообмена: люди работают на секту и ничего в общество не привносят. По сути, секты паразитируют на теле общества.
— Каковы характерные признаки секты?
— Обозначая признаки тоталитарной секты, в первую очередь стоит назвать эзотерический разрыв или обман при вербовке. Это первое и главное, что должно насторожить, когда человеку предлагают вступить в ту или иную организацию. Человек может верить во что угодно. Если кому-то нравится верить в то, что силой мысли господина Рона Хаббарда, притом давно погибшего, можно двигать планеты – это его право. Но пусть при вступлении в организацию о том, что она придерживается таких взглядов, предупреждают сразу. Тогда это будет осознанный выбор. Именно свободы, осознанности выбора нас лишают в сектах. Например, если вас интересует философия, вы бы пошли в культурно-просветительскую организацию, которая проводит лекции по древним философским системам Египта, Индии, классическим греческим философам? Если да, то вы – потенциальная жертва секты «Новый Акрополь». Организация заявляет о себе, что она не религиозна, абсолютно толерантна, что у нее нет своего учения, и приглашает просто сравнить различные философские системы. Вам не говорят, что во внутренней литературе организации написано, что цель ее – это «повторная попытка дать импульс для шестой подрасы пятой расы» (эта идея выведена на основе философии Блаватской), что «единственный канал к учителям – это «Акрополь»; что «лекции существуют для того, чтобы передавать то, что мы официально называем идеологией «Акрополя»; что основатель «Акрополя» Хорхе Анхель Ливрага прямо учил лгать, то есть придумывать какие-то вещи, искажать исторические факты, которые излагаются в лекциях так, чтобы подгонять под идеологию организации. Что в секте есть тайное ядро, где применяется фашистская символика и мистические ритуалы, что во время лекций используются методы контроля сознания – есть даже инструктаж: «надо пользоваться последним этапом, когда убивают логическое восприятие и начинается другое, чтобы бить на эмоции, на сердце. Нужно, чтобы вы вели к этому лекции сознательно, чтобы логика переставала работать и включались другие механизмы». Вам об этом сразу никто не скажет: вы приходите в культурно-просветительскую организацию, а оказываетесь в организации религиозной с оккультным учением, где «открыт канал к учителям человечества – махатмам». О свободе выбора тут речи нет – человек выбирал не это! Когда человек посещает студенческую организацию КАРП, которая якобы проводит лекцию о вреде наркотиков, он не выбирал при этом престарелого корейского бизнесмена Сан Мен Муна как истинного своего отца.
Ксенья Кириллова – ведущий специалист-сектовед. (c) «На Смену!»— Еще по каким признакам можно определить, что организация – сектантского характера?
— В секте всегда есть гуру, харизматический лидер, воля которого сакральна и не подлежит сомнению. Она должна исполняться быстро, безоговорочно, беспрекословно, как воля самого бога. Понятие «религия» происходит от слова religere, то есть «восстановление связи с Богом». Религиозный человек стремится к какому-то богообщению, но в сектах это стремление замыкается на лидере, или на группе лиц, то есть на гуру. Очень показателен пример «Свидетелей Иеговы». В качестве гуру у них выступает не конкретная личность – они не считают святым и безгрешным основателя организации Чарльза Рассела. Но гуру для них – Руководящая корпорация секты, находящаяся в Бруклине, которую сами сектанты называют «Верный и благоразумный раб». Директивы Корпорации воспринимаются абсолютно некритично. К примеру, раньше в секте были запрещены пересадка органов и тканей, профилактические прививки. Была масса летальных случаев по всему миру. Когда на секту стали сильно давить, этот запрет отменили. В этой же секте пять раз ложно предсказывался конец света. Получается, организация ошибаться может. Тем не менее, доктрина секты в том, что организация ошибаться не может и ее учение сакрально. Элементарное логическое противоречие! Гуруизм очень развит у мунитов, где чета Мунов – «истинные родители» человечества (при том, что у Муна уже четвертая жена!). Перед портретом Муна молодежь отбивает земные поклоны. В литературе Муна есть фразы: «Даже если вы вкладываете всего себя в то, что делаете, ваши усилия бесплодны, пока они не связаны с истинными родителями. Ваши усилия не принесут результата, если в центре того, что вы делаете, не стоят истинные родители. Все должно быть связано с ними. Только если ваша работа и ее результаты связаны с истинными родителями, плоды, которые вы пожнете, будут принадлежать небесам».
Признаком секты является и прозелитизм – постоянная вербовка новых членов в организацию. Причем, вербуется не абы кто. Совершенно справедливо секты говорят: у нас люди лучше, чем в той же православной церкви! Согласна – лучше. Точно также, как молодежь в элитном ВУЗе лучше, чем молодежь вообще. В ВУЗе существует элитная система отбора – так же и в секте. Некорректно поэтому противопоставлять обществу членов этого же общества, но отобранных по определенному признаку. Например, по признаку альтруизма. Вы же понимаете, эгоистичный человек не будет ходить бесплатно по квартирам и людей заманивать в организацию. Во многие секты отбираются именно альтруисты. Сама система поведения в секте для кого-то неприемлема и человек именно в такую секту не попадет. Кому-то ближе харизматы, которые считают бога своим небесным банком и требуют с него денег.
— Но ведь, как правило, попав в секту, человек довольно быстро может понять, что его обманули. Почему же он остаётся в организации?
— Когда человек только попадает в секту, подход к нему совсем иной, нежели к тем, кто находится в организации дольше. Первый месяц в секте называется «медовый месяц сектанта». Там присутствует такое явление, как бомбардировка любовью. Это мунитский термин, но явление имеет место во всех сектах. Человек не придет в организацию, где ему плохо. Нужно помнить, что в секту может попасть каждый, тем более, когда в жизни сложилась стрессовая ситуация, которая делает человека особенно уязвимым и внушаемым. Пример – в 17 лет юноша заканчивает школу, приезжает из маленького городка поступать в ВУЗ большого города. Это оторванность от родительского дома, незнакомая среда, шокирующе быстрый темп жизни, отсутствие друзей. А на улице к нему подходят улыбающиеся сверстники и приглашают в студенческую организацию. В организации ему сообщают, какой он замечательный и хороший, как здорово, что он пришел сюда. Во всем его понимают, во всем соглашаются, во всем поддерживают. Человека окружает атмосфера любви. Ему кажется, что об этом он и мечтал всю жизнь. И он настолько привязывается к окружающим его людям, что когда начинает задавать какие-то критические вопросы, боится, что потеряет их расположение, и отказывается от любых претензий, чтобы не потерять новых друзей. Так секта подменяет человеку семью.

Технология манипуляций

— Итак, человек в секту попал, его «забомбордировали любовью». Теперь его надо там удержать. Как это происходит?
— Вот здесь начинают применяться методики контроля сознания. Контроль сознания делится на четыре вида. Первый – контроль поведения. Это система определённых обязанностей и запретов, призванных максимально строго регламентировать всю жизнь адепта и полностью занять его время, не оставляя возможности для критического осмысления происходящего. Это максимальная загруженность сектанта буквально с утра до вечера в течение всей недели с тем, чтобы он втянулся в структуру. Человека к тому же заставляют вести себя странным образом, в результате чего мозг сам находит оправдание для этих поступков. В качестве примера контроля поведения можно привести расписание мунитов. В него входит фандрейзинг – попрошайничество на улице, притом обманное: якобы деньги собираются на лекции о вреде наркотиков и т.д., а на самом деле собранные средства тратятся в пользу секты. Русские юноши и девушки в пользу корейского мессии Муна должны были приносить тысячу в день (именно таким был норматив), продавая, например, мягкие игрушки. У Свидетелей Иеговы также постоянная загруженность – это ежедневное «свидетельствование», то есть вербовка в секту. Они обязаны проповедовать определенное количество часов в месяц и заполнять отчеты о проповеди. В отчеты строго вносится вся информация о посещаемых сектантами людях. Иеговисты готовятся к этой проповеди, у них есть обучающие программы, они репетируют сценки «преподнесения» общедоступной литературы секты (в любой секте есть внешняя литература, которая раздается при вербовке, а есть внутренняя, скрытая от «внешних» людей).
— Каков второй вид контроля сознания?
— Контроль эмоций. Это воздействие в первую очередь на бессознательное. Например, могут применяться техники медитации, введения в транс. Яркий пример – неопятидесятники, или харизматы. Все видели кадры по телевизору, как люди трясутся в истерике, катаются под стульями, издают нечленораздельные вопли. У нас к неопятидесятникам относится секта «Новая жизнь». Правда, сейчас – после нескольких прокурорских проверок – они под стульями уже не валяются, но введение в транс остается. При помощи музыки, перепадов цвета, выделенных фраз, пауз люди вводятся в такое состояние. В секте практикуется глоссолалия – ставший автоматическим процесс воспроизведения нечленораздельных звуков, который приводит к нарушению не только логической системы упорядоченной речи, но и системы мышления. Очень интересные исследования в этой области есть у Евгения Мухтарова, руководителя Ярославского центра «Гражданская безопасность». В таком состоянии человеку действительно можно внушать что угодно. У нас есть видеозаписи, где пастор Виктор Судаков в «Новой жизни» призывает: «За целый месяц конверт (для денежных сборов – прим. ред.) должен быть такой, чтобы ты говорил: «Виктор, какой вы конверт тоненький сделали, моя пачка-то не влазит сюда!» Я говорю: «А какая у тебя пачка? Ты чего там, десятками разменял?» «Нет, у меня пачка-то там тысячными». Нужно положить конверт и собирать, собирать, собирать. Накопил себе, у тебя накопилось, ты принёс. И все принесём на здание церкви!..» Как вы понимаете, человеку в обычном состоянии очень трудно поверить в это откровенное вымогательство, а вот в трансе он принимает всё, что ему внушается. Или пример «молитвенных собраний» в Новой жизни: идет поток музыки, крики, душераздирающие вопли, глоссолалии; люди кидаются благословлять пустые сидения, чтобы туда кто-то пришел…

Полезные книги по теме:
Александр Дворкин «Сектоведение»
Стивен Хассен «Противостояние сектам и контролю над сознанием»

— Какими еще методами контролируются эмоции?
— Внушением иррациональных страхов, фобий. Есть две наиболее типичные для сект фобии. Первая – чувство вины перед организацией. Как правило, фобия эта связана с контролем поведения: дается огромное количество обязанностей, и человек просто физически не может их выполнить, начиная постоянно ощущать собственную вину перед сектой. В сектах всегда присутствует система всеобщего доносительства: обо всех просчетах человек обязан сообщать лидерам. Система доносительства работает безотказно – вспомним недавнее прошлое собственной страны. Способ реабилитироваться тому, на кого донесли – донести самому. Вторая фобия – боязнь выхода из секты, боязнь утратить культовое знание, которое есть в каждой секте. Такое знание – то есть уникальное учение, доступное только гуру, – тоже один из признаков секты. Благодаря ему вы можете достигнуть блаженства, всеобщего процветания, рая, единства с богом, богатства, совершенства. Бывают и просто жесткие угрозы. У «Свидетелей Иеговы» в трактате «Конец ложной религии близок» расписывается, как будут уничтожать представителей других религий: рисуются монстры, пожирающие неверных, а Свидетели показаны довольными, живыми, счастливыми. Формы угроз могут быть как прямыми: «люди, уходя от нас, погибнут в Армагеддоне, их прах будет развеян по земле», так и косвенными: «у нас была сестра, она ушла и сразу же попала под машину». Косвенные угрозы действуют иногда даже эффективнее, чем прямые.
— Третий вид контроля сознания…
— Контроль информации. Если мне, как руководителю секты нужно обеспечить полный контроль над кем-то, я в первую очередь буду ограждать его от другого влияния. Для этого надо полностью отрезать все контакты человека с окружающим миром. Отсюда – еще один признак тоталитарной секты – черно-белая доктрина мира: весь мир лежит во зле и только у нас можно обрести спасение (религиозная секта), либо «эта экономическая система абсолютно несовершенна и только у нас вы сможете разбогатеть, только у нас за ваш труд вы получите деньги» (сетевой маркетинг). То есть формируется резко негативное отношение ко всему окружающему миру. В сектах всегда присутствует смещенная система ценностей. Она учит тому, что благо организации оправдывает любые средства: чтобы человека привести в секту, его можно обмануть, а врага секты можно заманивать в ловушку и уничтожать вплоть до физического устранения. Именно так, например, сайентологи относятся к так называемым «подавляющим личностям» (ПЛ) – бывшим членам секты, к людям, выступающим с критикой сайентологии, людям, препятствующим своим близким вступать в эту организацию. Сайентолог, который вступает в общение с ними, именуется ПИНом – потенциальным источником неприятностей. ПИН не попадет на высший уровень посвящения. Чтобы перестать быть ПИНом, приходится либо разрывать контакты, либо самому уничтожать ПЛ.
Секты постоянно разрушают семьи: при взглядах, когда весь мир – порождение сатаны – происходит максимальный отрыв от родных и близких. Последний вид контроля сознания – контроль мышления, при котором запрещаются любые критические вопросы о культе, о лидере. Нельзя спрашивать, почему господин Мун четыре раза сидел в тюрьме. Его «преследовали за веру». Почему преследовали за веру один раз по статье за сексуальные извращения, а второй раз за налоговые преступления – неважно, он безгрешен, он святой. Также прививается негативное отношение ко всем другим религиям.

Деньги и власть

— Вы упоминали сетевой маркетинг. Как он связан с сектантским движением?
— Классические западные формы сетевого маркетинга не прижились в России. К ним можно отнести разве что косметические фирмы «Фаберлик», «Эван», «Орифлейм» – в их деятельности не наблюдается сектантских признаков. В подавляющем же большинстве случаев сетевой маркетинг, как правило, несет многие признаки секты. Например, обман при вербовке, когда фирма говорит, что вы ничего не продаете и занимаетесь исключительно рекламным бизнесом. Типичный способ вовлечения в коммерческие культы: «Вы своему другу все равно порекомендуете то, что вам нравится, а здесь, за это вы еще и получаете деньги!». Но обычный рекламный агент представляет товар и получает за это деньги, даже если товар не продан. В сетевом же маркетинге платят только за приведенных в организацию членов. Новичок подписывается под того, кто его пригласил, и закупает товар на определённую сумму. Например, в «Тянь-ши» он обязан закупаться на десять тысяч. То есть, фактически осуществляется продажа товара новому работнику. При этом, тратя на товар деньги, человек сам становится продавцом, вербует новых людей и только в этом случае имеет возможность получить хотя бы крохотный процент. Разбогатеть в сетевом маркетинге невозможно. А вот вреда он наносит много, в том числе – нравственного: человек, вовлеченный в эту систему, начинает даже своих близких воспринимать только как потенциальный источник дохода. Дружеские и родственные связи при этом могут сильно пострадать. В коммерческих культах присутствуют и другие признаки сект: культ товара, «уникального продукта», обожествление лидеров организации, распространивших наибольшее количество товара.
— Ради чего создаются тоталитарные секты?
— Либо для власти, либо ради денег. По поводу денег – Рон Хаббард, создатель сайентологии говорил: «Если хочешь разбогатеть – создай свою религию». Приведу другие интересные цитатки. Вот Устав организации, которая называется «Школа жизни». Глядя на сформулированные в нём цели, я готова подписаться под каждым словом: «Расширение просветительской деятельности, пропаганда идеи высоконравственного, здорового образа жизни молодежи, осознание того положения, что молодежь есть фактор обновления, а также его стратегический ресурс, осознание того положения, что общество не возродить без опоры на нравственные силы его представителей». А вот внутренние документы той же самой организации, озаглавленные «Община мира – от чего началось»: «Откровения всего человечества, полученные путем контакта с духами с 7-го по 31 октября 6-го года, документ предлагается для проработки сотрудникам, имеющим высшие уровни посвящения». Далее мы обнаруживаем наставления «ангелов господних», поучающих, кто из членов организации должен взять кредит и на какую сумму, кто должен ускорить действия по продаже на местах, кто должен обратиться к родным, чтобы попросить средств. А вот реплика, якобы принадлежащая Деве Марии: «Нужно действовать немедленно: сказал «Возьму кредит» – бери кредит! Сказал «Продам квартиру» – тут же начинай действовать, строго следя за всем процессом». Вот, собственно, цель секты. Далее, власть. Секта «Анастасия» создала так называемую «Родную партию». Владимир Мегре – лидер партии. Читаем выдержку ее потрясающей программы: «Падла я самая последняя с этим же словом, гражданин начальник!» «А вот и главное ноу-хау Харламыча, – пояснил членам комиссии Николай Иванович. – Харламыч ледок раздолбит, тащит бочонок на КПП и берет по 500 рублей за бочонок: 250 рублей Харламычу полагается, остальное – на нужды тюремные». Видели ли вы когда-либо подобное в программах политических партий?!..

По вопросам вывода человека из секты вы можете обратиться в миссионерский отдел епархии (ул. Ленина, 11-А), телефон 377-00-14. Спросить Никиту Суровейкина или Ксению Кириллову.

— Какое вообще отношение Харламыч имеет к политике?
— Заключенный Харламыч якобы стал жить в своей тюрьме по заветам Анастасии, в результате чего стал так счастлив, что не хотел выходить на волю. Потрясающе, что Харламыч, как здесь сказано, осужден по 102 статье УК РФ на 12 лет, отбыл срок наказания шесть лет. Но это невозможно! Посадить по 102 статье нельзя – составы преступления начинаются со 105 статьи, а 102 находится в общей части кодекса – это назначение принудительных мер медицинского характера. Харламыч никак не мог сесть ни по старому, ни по новому кодексу. Но вот в программе политической партии утверждается, что сидит такой виртуальный Харламыч по виртуальной статье. И люди, написавшие программу, обращаются к президенту, пытаются сформировать новую реальность и упорно лезут во власть. Предлагают свои праздники, предлагают методы очистки воздуха, а заодно продают масло и шишки по баснословной цене, якобы освященные Анастасией – мифической женщиной, которая голой бегает по тайге, и которую тоже никто не видел. Очень активно лезут во власть харизматы. К чему это приводит, можно увидеть на примере Украины. Во время оранжевой революции 15 тысяч человек, выведенных на Майдан, были из секты «Посольство Божье» нигерийского пастора Сандея Аделаджи. Это как раз неопятидесятники. Есть замечательная пленка, где Аделаджа валяется на полу и его благословляет латышский пастор Ледяев, истошно крича: «Ты должен создать новый мировой порядок!». Частично это им удаётся – мэром города Киева стал неопятидесятник Черновецкий. Российские харизматы также стремятся к максимальному проникновению во властные структуры и даже к перенесению в Россию опыта «оранжевой революции». Некоторые секты ограничиваются тем, что поддерживают определённые политические партии. Вот буквально анекдотичный текст из сборника молитв секты «Школа жизни»: Молитва в честь воителя Геннадия: «Помоги заступница наша светлому воину, нареченному Геннадием в его ратном деле. По распоряжению самого Всевышнего он возглавил воинство земное, вступившее в битву за отчизну. Помоги ему, святая заступница наша, вести битву праведную с врагом-недругом, грозящим уничтожить нашу родину-мать…» А вот и пояснение того, кто является «воителем Геннадием»: «Благословенны небеса, обращаемся к вам в час сужденной битвы. Просим вашего святого содействия в святом деле Коммунистической партии России, возглавляемой воином Геннадием…».

Несть им числа…

— Есть ли возможность определить, что близкий человек попал в секту?
— Понять, что близкий человек находится в секте, достаточно легко – как правило, сектанты занимаются прозелитизмом, вербуют людей, начиная с собственных своих родителей. Возможна другая крайность: появляется отчужденность от семьи, секреты, тайны. Человек начинает посещать собрания организации и, возможно, не будет сообщать, где пропадает (как правило, собрания проходят по воскресеньям). Появляются новые слова в языке, странные объяснения обычных явлений и странные нехарактерные раньше суждения по тем или иным вопросам. Использование новых слов объясняется тем, что в сектах существует так называемый новояз – специальный язык, на котором начинает говорить неофит, и который тоже призван втягивать человека в сектантскую систему. Когда нам звонят пострадавшие, они говорят одно и тоже: «Ребенок стал какой-то чужой». У ребенка появляются какие-то сверхценности. Он теряет интерес к старым друзьям, к старым увлечениям. Если у ребенка было хобби, и оно вдруг становится ему неинтересным – это тоже должно насторожить. Тем более есть повод насторожиться, если все это присутствует в совокупности. Если дома начинаются какие-то религиозные практики, появляется религиозная литература. Часто наведываются незнакомые люди. Это достаточно легко отследить.
— А какие изменения в характере ребёнка наводят на мысль, что он попал в секту?
— Как правило, перемена в характере, в темпераменте заключается в отчужденности. В постоянной неудовлетворенности окружающим. Вот пример, рассказанной пострадавшей из Нижневартовска. Её сын долго находился в Петербурге, где он был уже почти год в секте харизматов. Она заметила, что он практически ничем не интересуется, смотрит в одну точку, говорит заученными штампами. Явно остановившийся, стеклянный взгляд. И когда она пыталась донести ему критическую информацию о секте, он закрывал глаза, и начинался поток глоссолалии. Здесь все признаки были уже налицо. Но спохватываться, конечно, нужно раньше. Те же глоссолалии трудно не заметить, а харизматы начинают практиковать их практически с первых дней. Изменения в характере, как правило, выражаются в агрессивном отношении к действительности, в отстраненности, в неприятии реальности, в пессимизме. По контрасту с этим может проявляться эйфорическая восторженность от всего, что связано с сектой.
— Что же делать, если близкий человек попал в секту?
— Если вы заметили на начальном, на раннем этапе, то ни в коем случае не надо паниковать – конец света будет не завтра, как бы нас иеговисты не убеждали в обратном. Первым делом нужно собирать максимальную информацию о «его» организации. При этом не только по источникам самой организации, которыми у него наверняка уже забито полквартиры, но и в критических материалах. Далее, что касается отношений с близкими. Ни в коем случае нельзя употреблять слова «секта», «сектант», «деструктивный культ», потому что вашу негативную информацию человек, во-первых, не поймет: в секте ему хорошо, он считает, что его новые знакомые – самые лучшие его друзья. Во-вторых, секты прекрасно знают, что их критикуют, и они заранее готовят у человека набор определенных рефлексов, определенный набор реакций – на слово «секта», например. Секты говорят адептам, что у них есть враги, что сатанинская пропаганда представляет их в качестве тоталитарной секты, и они готовят человека, как на это реагировать – всегда резко негативно. Сектант никогда не отделяет в сознании себя от организации. Если в присутствии православного раскритиковали местного архиерея, он может не согласиться с такой характеристикой, но не порвет связи с человеком критикующим. Действует принцип: «Ты со мной в этом вопросе не согласен, но ты мне все равно не враг». Совсем иная ситуация в секте. Там любой враг секты считается личным врагом. Нападки на секту в глазах сектанта – это нападки на него. Обратите внимание: каждый раз, когда основатель сектоведения в России, профессор Александр Дворкин называет организацию «сектой», сразу же начинается шквал исков об оскорблении чести и достоинства конкретных лиц, которые даже нигде не упоминались. Начать подчеркнуто негативно отзываться об организации означает стопроцентно порушить последнюю связь с близким человеком, которую секта и так пытается сломать.
С другой стороны, ни в коем случае не притворяться, что Вам нравится выбор близкого человека. Важно показать, что Вы с ним не согласны, но не потому, что вы деспот и хотите, чтобы у него было так, как Вам нравится, но потому что Вы за него волнуетесь. Не забывайте, что во всем, что происходит, есть одна постоянная величина, одна константа – это Ваш близкий человек. И его убеждения не изменят того, что он априори Вам дорог. Есть вещи, которые неизменны в силу родства – кто будет выхаживать его, если он будет тяжело болен? Не сектанты – только Вы! Человек должен понять, что у него остаются люди, которым он дорог, как никому другому. Нужно напоминать ему хорошие, позитивные вещи, которые были в его жизни вне секты. Моменты совместного Вашего счастья. Возвращайте его в эти минуты, и Вы увидите, как сквозь сектантскую маску проступило подлинное лицо человека. И здесь уже можно потихонечку подкидывать критическую информацию. Лучше всего найти в вашем городе специалистов, способных провести консультирование по выходу из секты. Вашему близкому достаточно просто сказать, что есть люди, которые обладают альтернативной информацией, которые хотели бы с ним просто поговорить. И на этой встрече проводится уже профессиональное консультирование. Главное, ни в коем случае не опуститься до лжи. Ни в коем случае нельзя говорить, что есть, к примеру, желающие вступить в его организацию, чтобы человек не почувствовал себя обманутым. Консультанты не имеют права лгать. Мы можем отозваться о чем-то обтекаемо, чтобы не вызвать фобий.
— А как быстро можно вывести человека из секты?
— У меня были случаи, когда за одну встречу удавалось вывести человека из секты. Девочка тогда всего месяц ходила в организацию КАРП, и когда ей показали внутреннюю литературу секты – книги «истинного отца» Муна, она пришла в ужас и приняла решение не иметь ничего общего с этой организацией. Но в данном случае это скорее заслуга родителей, которые так быстро забеспокоились. Чаще всего нужно несколько встреч, 5-6. Прошлой весной у нас был интересный проект – реабилитационная группа, где бывшим сектантам давали теорию сектоведения и отрабатывали с ними способы защиты от манипуляций. Бывает, конечно, что к нам обращаются слишком поздно. Если человек находится в секте несколько лет, и у него уже атрофировано критическое мышление, шансов на успех очень мало.
— Как именно проходит «консультирование по выходу»? Существует ли определённая стратегия ведения разговора и возможно ли применение каких-то хитростей и приёмов?
— Насчёт хитростей я уже упоминала: вся информация подается нами с согласия консультируемого и совершенно открыто. Что касается стратегии, на встрече главное – установить контакт с сектантом. Неплохо в простой беседе выяснить, что именно привлекло человека в организации. Дальше от этого и отталкиваться. Можем поделиться своим опытом, а дальше просто начинаем сообщать факты: ложь, противоречия, уголовное прошлое лидеров секты, вычленять момент обмана при вербовке, делать акцент на скрытом учении, на изменении учения. Цель вывода из секты – донесение до человека правды, здесь не может быть лукавства и подозрений.
— Сколько сект действует на территории Екатеринбурга?
— Точно сказать невозможно. Но все крупные секты – сайентологи, муниты, кришнаиты, «Свидетели Иеговы», харизматы, «Церковь Христа», «Радастея» – у нас представлены. Точное число назвать сложно, потому что постоянно возникают новые секты, активно действуют так называемые психокульты – тренинги личностного роста. Они также втягивают в серию семинаров-тренингов, и в результате тренинг оказывается направленным не на то, чтобы человеку как-то адаптироваться в реальности, а на то, чтобы, наоборот, вырвать его из реальности. Человек уже не мыслит себя без этого тренинга. Это, например, «Академия лидерства», «Шаг в будущее». В городе ярко выражены коммерческие культы типа «Эмвей», «Тянь-ши». Не забывайте про секты оккультистов-одиночек типа «Магии Вуду» Антона Симакова. Их очень много. Взгляните на объявления в любой газете: ««приворот», «отворот», «снятие и наведение порчи», «наказание обидчика». Это не секты в смысле организационной структуры, но это шарлатаны, которые претендуют на роль маленьких местных гуру, религиозные мошенники. Если больших крупных сект можно насчитать штук двадцать, то таких одиночек – сотни…

беседовал Антон КАПТЕЛОВ

РЫЦАРИ БОГОСЛОВИЯ УСИЛИВАЮТ БОРЬБУ С ЕРЕСЬЮ

Игорь Мангазеев. Рыцари богословия усиливают борьбу с ересью. // Вече Твери (Тверь).– 08.02.2007.– 018  [S]

Протоиерей Александр Шабанов, возглавляющий в Твери Информационно-аналитический центр во имя святителя Марка Эфесского, и кандидат исторических наук Лев Семенов, в прошлом заместитель председателя совета секты "Церковь объединения" в России, а с 2002 года иерей храма "Трех исповедников", провели в управлении Тверской епархии пресс-конференцию на тему "Как защитить себя и своих близких от тоталитарных сект".

Нужно добавить, что оба священника занимают важные посты в Российской ассоциации центров изучения религий и сект (РАЦИРС), которой руководит профессор кафедры сектоведения Свято-Тихоновского богословского института Александр Дворкин. Наряду с протоиереем Александром Новопашиным из Новосибирска отец А. Шабанов является вице-президентом РАЦИРС, а отец Л. Семенов – ответственным секретарем. Такое положение свидетельствует, как минимум, о двух вещах – успехах в борьбе, которую Русская православная церковь ведет в Твери с ересью, тоталитарными и харизматическими сектами, а во-вторых, о превращении Твери в своего рода центр православной инквизиции.

Открывая пресс-конференцию, Александр Шабанов подчеркнул, что накануне церковная общественность отметила 550 лет со дня блаженной кончины святителя Марка, архиепископа Эфесского: "Он был единственным из архиереев, кто в свое время встал на защиту Русской православной церкви. Благодаря его заступничеству православие не было растворено под римским амофором. Он восстал против унии. Марк Эфесский – подлинный рыцарь богословия. В честь этого святого у нас в 1994 году был организован Центр Марка Эфесского, который занимается вопросами миссионерской деятельности, антисектантского порядка и просвещения – религиозного просвещения. За это время было сделано немало: мы делали консультации, печатали литературу антисектантского характера... Многие наши соотечественники стали жертвами различного рода оккультных учений из-за того, что у людей нет религиозного образования. Наша задача не только быть миссионером, но и апологетически служить православию, защищать его. В этом наша задача".

Участникам пресс-конференции раздали книгу Александра Леонидовича Дворкина "Как защитить себя и своих близких от тоталитарных сект". Автор утверждает, что такие "наши отечественные "самоделы", как "Богородичный центр", "Ашрам Шамбалы", виссарионовская "Церковь последнего завета", "Радастея" или культ Анастасии ("Звенящие кедры России"), имеют разрушительные последствия и для личности, и для общества". В эту сомнительную компанию включены организации "Гербалайф", "Новый Акрополь", "Фалуньгунь", "Церковь объединения" корейского предпринимателя Сан Мен Муна, секта ОШО Раджниша, Братство фиолетового пламени, культ Порфирия Иванова, "Международная академия фронтальных проблем имени Евгения Васильевича Золотова" (известного в Твери академика, похороненного в 1990 году на Дмитрово-Черкасском кладбище) и многие другие. К тоталитарным сектам А.Ю. Шабанов причислил представительства неохаризматического (неопятидесятнического) толка. Оценивая ситуацию в целом, Александр Шабанов сказал: "Точного количества сектантов мы не знаем. В Тверской области действует приблизительно 30 сект разных наименований. Надеюсь, в нашей области, если сравнивать ее с соседними Ярославской или Тульской, положение более или менее стабильно. Думаю, что взгляды сотрудников Центра Марка Эфесского разделяют не менее сотни священников Тверской епархии".

По мнению священника Льва Семенова, противостояние тоталитарным сектам, несущим серьезную угрозу личности, семье, школе и обществу, затруднено несовершенством чересчур либерального российского законодательства: "Трагедия, когда единственная дочь становится профессиональным сектантским активистом. Нас волнуют горе и слезы живых людей. Поэтому наше обращение направлено в Государственную Думу, в министерство образования, юстиции, иностранных дел, генеральному прокурору, президенту России".

Протоиерей Георгий Белодуров, физик по первому образованию, работает в центре с октября прошлого года. "Хорошо сидеть со своими, с православными, – все равно что в тепле, – образно выразился священник. – Но потом все равно надо выходить на улицу, где нет комфорта и гуляет пронизывающий ветер. Мы имеем дело с больными душами, приходится работать ассенизатором душ. Это как общение с тяжелобольными – нужно выносить утки и судна, смазывать пролежни".

Отвечая на вопросы журналистов, Александр Шабанов охарактеризовал деятельность Дома учителя, предоставляющего помещения для последователей самых экзотических учений, как "самый печальный опыт по Твери". Отец Лев отметил и печальную известность Дома офицеров, где выступают самые диковинные проповедники. Те ссылаются на законодательство, позволяющее предоставлять в аренду залы для различных религиозных организаций. "Однако ни один закон не обязывает директоров Дворцов культуры делать это, – разъясняет Лев Семенов. – Это вопрос личного выбора".

В последние годы Российская Федерация вновь крепит дружбу и сотрудничество с Индией, где царит многобожие. Индийские культурные центры растут как грибы – нет ли тут противоречия с позицией РПЦ, которая ясно говорит, что индуизм не является религией, традиционной для России?

– Последователи Кришны пытались провести у нас Праздник колесниц, – ответил Лев Семенов, – им не позволили. Древнюю индийскую религию нужно отличать от эрзаца, ущербных сектантских верований, которые не имеют корней в самой Индии. Православие никогда не было агрессивным по отношению к индуизму, мы будем дружить с представителями всех древних религий.

Георгий Белодуров особо подчеркнул, что не было в современной России случая, чтобы на религиозной почве погиб кришнаит. Зато в странах Востока на почве религиозной ненависти нередко гибнут христиане.

Через открывшиеся границы в Россию хлынули проповедники лжехристианства и псевдорелигий, приходящие с Запада и Востока. Среди них "Международное общество сознания Кришны", "Церковь Муна", "Церковь сайентологии" Хаббарда и другие. Возродились язычество, астрология, теософские и спиритические общества, основанные некогда Еленой Блаватской, претендовавшей на обладание некоей "древней мудростью". Усиленно пропагандируется "Агни-Йога".

Сотрудники Центра Марка Эфесского призвали журналистов добросовестно предупреждать граждан об опасности тоталитарных сект.

ЦЕНТР «АРГОС»: СЕКТА ВЕРБУЕТ ПОСЛЕДОВАТЕЛЕЙ ПОД ДРУГИМ НАЗВАНИЕМ

Центр «Аргос»: секта вербует последователей под другим названием. // Сектовед.ру.- 30.01.2007  [S]

В окрестностях Брюсселя можно увидеть рекламные плакаты Центра «Аргос», на большинстве из которых есть надпись: «Connais - toi toi - meme» («Познай себя»). Если верить плакатам, эта организация проповедует некую философию и приглашает всех, кому это интересно, на «информационное собрание», назначенное на 30 января.

На первый взгляд, ничего страшного. Однако по сведениям антисектантской организации «ResistanceS», новый центр подозрительно напоминает секту, известную под именем «Новый Акрополь». Уже установлено, что один из адресов на веб-странице «Нового Акрополя» совпадает с адресом, указанном на плакатах.

— Expatica (Нидерланды)


на главную | статьи за 1994-2003 годы | 2004 год | 2005 год | 2006 год | на иностранных языках


Хостинг от uCoz